В 2022 году практически все отрасли экономики переживают этап значительных перемен, и мебельный рынок – не исключение. Сегодня на рынке происходит активная трансформация, вызванная экономическими сдвигами и уходом части крупных игроков. Несмотря на то, что российский мебельный бизнес активно приспосабливается к новым условиям, он все же находится под пристальным вниманием потребителей, многие из которых с сожалением наблюдают за уходом иностранных ритейлеров. Как обстоят дела на отечественном мебельном рынке сегодня, и какие возможности появились у локальных компаний, расскажет Семенов Александр Львович, генеральный директор одной из фабрик.
Санкциям вопреки
Антироссийские санкции ударили по многим отраслям. Не стала исключением и мебельная промышленность. Донские предприниматели ощутили отсутствие качественных импортных материалов и фурнитуры, а также для них усложнились логистические цепочки. Еще проблема -взлетевшие цены на древесину. Однако в Ростовской области представители мебельной отрасли не опускают руки: компании продолжают работать. Сейчас спада спроса не наблюдается. А уход с рынка такого гиганта, как IKEA, даже сыграл на руку: среди донских мебельщиков находятся такие, которые легко могут сделать стол, комод или кухню, «точь-в-точь, как у шведского бренда. В начале весны рынок замер в связи с появлением целого ряда новых вызовов. Настал период неопределенности, в котором находились абсолютно все – как зарубежные, так и российские компании. Бизнес не знал, какие меры стоит предпринять, на что сделать упор. Сложности были как очевидные, связанные с поставками материалов, логистикой, так и менее явные – ограничительные меры против банков, рост цен в связи со скачками валют.
Следующим этапом стала приостановка деятельности зарубежных компаний с последующим их уходом с российского рынка – на такую ситуацию особенно остро отреагировали потребители. Уход крупных игроков (например, IKEA), за многие годы ставших привычными для потребителя, на какое-то время спровоцировал волну паники и желания у покупателей поскорее вернуться к отложенным покупкам и приобрести что-либо впрок до ожидаемого подъема цен. Подобная ситуация, когда уже сформированный рынок покидают крупные компании, чревата резким падением предложения – при этом, спрос как минимум остается на прежнем уровне, а иногда и взлетает: так, в феврале 2022 года объем расходов потребителей на нашу продукцию вырос на 13%, а в марте на 78% (относительно февраля и марта 2021 г., соответственно). Подобное положение дел может привести не только к увеличению нагрузки на локальных игроков, которые и так переживают трудности, но и поставить под удар малый бизнес, у которого меньше возможностей для удовлетворения спроса.
Логистика, поставщики и ценообразование
Кризис и все его вытекающие сделали свое дело, и март-апрель 2022 года стали временем новых структурных изменений: нестабильность импорта, поиск новых поставщиков и рост цен на материалы в связи со скачкообразными изменениями курсов валют – все это стало причиной повышения цен на конечную продукцию. Особое место в списке вызовов для мебельной индустрии заняли сдвиги в логистике и поставках: санкционная политика, бойкотирование работы с российским бизнесом многих иностранных компаний и другие последствия кризиса сделали необходимым быстрый пересмотр логистических каналов и пула партнеров. Основной задачей стал выход на новых поставщиков материалов и комплектующих, чтобы минимизировать риски, сохраняя при этом прежний уровень поставок и цен. В силу ситуации на рынке задача была не из легких: прежние логистические цепочки были полностью или частично приостановлены, в то время как сроки и цены на доставку выросли немыслимо – выбирать поставщиков приходилось с особой осторожностью.
В сторону Турции и Китая
— Мы на рынке уже 15 лет. Да, после введения международных санкций в отношении России у нас было затишье. Но это длилось месяца два. Потом начался сезон летних отпусков – всегда не лучшее время для работы. Но сейчас клиенты возвращаются, и я не могу пожаловаться на то, что в компании мало заказов. Обычно настоящий ажиотаж возникает незадолго до новогодних праздников. Наверняка так будет и в ноябре-декабре-2022, — считает менеджер предприятия «Галерея Массива» Ирина Владимировна Фоменко.
По словам Ирины Владимировны, в самом начале введения санкций сильнее всего на стабильной деятельности компании сказывались сложности с закупкой лакокрасочных покрытий, эмалей, морилок итальянского производства. Эти материалы уже хорошо зарекомендовали себя, поэтому менять ассортимент не хотелось. Выход нашли в изменении логистики: сегодня все необходимое завозится через Турцию. Были перебои и с импортной фурнитурой – ее заменили фабричной китайской, отчего мебель не потеряла в качестве.
— Что касается ушедшего шведского бренда, то наши коллеги хорошо знают: мебель там не отличалась особенным качеством. Это была сплошная однотипная «штамповка». И все же, у товаров знаменитой торговой группы было много поклонников. Бывает, к нам обращаются посетители и просят изготовить что-то для дома, «как в IKEA». Недавно, к примеру, захотели повторить кухонный гарнитура по фотографии. Мы все выполнили. Кстати, представленный нам на снимке оригинал был из МДФ, а свою копию мы сделали из массива ольхи. Кухня уже уехала к заказчику в Шахты, — рассказала И.В. Фоменко.
Анатолий Ларин
Представители мебельной отрасли могут воспользоваться следующими мерами поддержки.
Мораторий на проверки
С 10 марта и до 31 декабря 2022 года введён запрет (мораторий) на плановые проверки ИП, предприятий малого и среднего бизнеса (МСП), за исключением случаев, когда есть риски для жизни и здоровья граждан.
Сроки уплаты налогов
Правительство получило право оперативных изменений в сфере налогов. Среди них – продление сроков их уплаты. Такие же полномочия предоставят и высшим органам госвласти субъектов РФ в отношении региональных и местных налогов. Новый порядок будет действовать в течение всего 2022 года.
Отмена НДС на драгметаллы
При приобретении золотого слитка в банке не нужно будет уплачивать налог на добавленную стоимость в размере 20%, как это было предусмотрено. Такие вложения могут стать хорошей альтернативой покупке валюты.
Система быстрых платежей (СБП)
Продлена программа компенсаций малому и среднему бизнесу расходов на использование СБП при покупках. На это выделено 500 млн рублей. С помощью субсидий предприятиям в полном объёме возместят банковские комиссии за все покупки товаров и услуг, которые граждане совершат с января по июнь 2022 года через новый платежный сервис Банка России.
Кредитные каникулы
Отменены надбавки к коэффициентам риска по выданным с 1 марта 2022 года: необеспеченным потребкредитам в рублях; ипотечным кредитам в рублях; кредитам, предоставленным физлицам в рублях по договору участия в долевом строительстве.
Снижены надбавки к коэффициентам риска по выданным с 01.03.2022 необеспеченным потребкредитам в рублях с показателем долговой нагрузки заемщика свыше 80% и значением ПСК от 20 до 35%.
Кредитным и микрофинансовым организациям (МФО), кредитным потребкооперативам, с/х кредитным потребкооперативам, жилищным накопительным кооперативам рекомендовано приостановить до 31.12.2022 принудительное выселение должников (бывших собственников и совместно проживающих с ними) из жилых помещений, на которые кредиторами ранее было обращено взыскание.
Чтобы бизнесу продолжить выполнять свои обязательства по заработной плате, арендным и коммунальным платежам, сохранить рабочие места, дополнительно выделено 6,2 млрд рублей на программу поддержки «ФОТ 3.0», которая в обновлённом режиме заработала с конца 2021 года. Эта мера позволила предпринимателям получить займы по низкой льготной ставке. По итогам 2021 года было выдано более 42 000 кредитов. Бизнес получил почти 150 млрд рублей.