На сегодняшний день телефонное мошенничество считается самым распространенным в России. Так, по разным оценкам более 90% афер в нашей стране совершается именно по телефону.
Мошеннических схем много. Их цель — выманить у вас деньги. А сделать это не так уж и сложно. Злоумышленники могут:
*представиться сотрудниками правоохранительных органов и социальных служб;
*написать сообщение от имени вашего близкого родственника (например, ребенка) и сообщить, что он попал в беду, и нужна крупная сумма:
*назваться сотрудником службы безопасности банка и сообщить о подозрительной операции по вашей карте.
Цель у злоумышленников одна — заставить вас перевести крупную сумму на чужой счет или получить данные карты (в первую очередь, трехзначный код на оборотной стороне). Действовать могут совершенно по-разному, придумывая самые разные способы выманивания информации или денег, но результат будет один — вы или потеряете свои накопления, или возьмете кредит и переведете его на подставной счет.
Рассказываем о самых распространенных сценариях мошенничества с помощью звонков и о том, как их распознать.
«Вы подозреваетесь в госизмене, переведите деньги»
Недавно мошенники придумали пугающий сценарий. Они звонят клиентам банков и представляются сотрудниками ФСБ, Следственного комитета или других силовых структур. Злоумышленники говорят, что сотрудник кредитного учреждения украл персональные данные клиента и с помощью этой информации финансирует зарубежную армию.
Далее потенциальную жертву запугивают обвинением в госизмене, а чтобы этого избежать, нужно перевести все деньги на спецсчета — таким образом лжесотрудники органов и службы безопасности банка вычислят «настоящего преступника». Дополнительно потерпевшего могут принудить оформить кредит.
Если вам позвонили и обвинили в преступлении, кладите трубку. Это точно мошенники. Правоохранительные органы действуют по уголовно-процессуальному кодексу, и звонки подозреваемым в этот процесс не включены. Вас вначале задержат, далее суд изберет меру пресечения, и только после этого ведутся следственные действия с вашим участием.
Если же вас насторожил подобный звонок, закажите выписку из банка по всем действующим счетам и убедитесь, что нет подозрительных переводов.
Возврат денег за отмену заказа
Этот сценарий мошенничества двухступенчатый. Вначале мошенники взламывают учетную запись в маркетплейсах потенциальной жертвы и оформляют возврат покупки. Далее с клиентом связываются в мессенджерах от имени продавца и утверждают, что возврат оформлен из-за технической ошибки. Мол, товар придет в любом случае, поэтому нужно вернуть поступившие деньги на личный счет лжепродавца.
Если отправить средства, то они попадают в кошелек мошенников.
Как избежать мошенничества
Возьмите за правило: все возвраты и платежи по ним оформлять только там, где делали покупку. Если вы хотите вернуть деньги за отмененный заказ в маркетплейсе, связывайтесь с их поддержкой, а не с продавцом через мессенджеры. Не переводите средства по реквизитам физлиц.
Поставьте двухфакторную аутентификацию на все аккаунты, к которым у вас привязаны карты и на которых хранятся личные данные. Это значит, что помимо ввода пары логин-пароль для входа нужно ввести дополнительный код, который приходит по электронной почте, СМС или в уведомлении приложения. Не называйте эти числа по телефону, на сторонних страницах или в мессенджерах. Таким образом, вашу учетную запись не взломают.
Доступ в «Госуслуги»
Мошенники представляются по телефону сотрудниками МФЦ и сообщают, что на ваше имя пришло электронное письмо. А чтобы оно пришло в личный кабинет на «Госуслугах», нужно назвать код из СМС.
Таким образом мошенники пытаются получить доступ к персональным данным на портале. Если сообщить код, они смогут сменить пароль, запросить кредитную историю, получить справку о доходах, информацию о транспортных средствах, а также оформить займ.
«Звонок от банка»
Большинство банков имеют специальные номера, которые используются только для сообщений клиентам. Сбербанк, например, рассылает свои уведомления только с номеров 900 или 9000. Но существуют специальные программы-обманки, которые маскируют настоящий номер звонящего, и абонент видит знакомый ему идентификатор.
Ни в коем случае не диктуйте:
номер карты;
трехзначный номер на обратной стороне;
срок действия карты, фамилию и имя;
код из SMS, если вам неожиданно придет сообщение.
Все эти данные используются для оплаты интернет-покупок и осуществления переводов. Сотруднику банка эти данные не требуются.
Фото: РИА Новости. Владимир Астапкович