Вышвырнули, как котенка
Парень с отклонениями в психике больше года живет под открытым небом
Представьте себе ситуацию: дом, в которым вы прожили всю жизнь и который по праву считаете своим, вдруг по совершенно непонятным причинам перестает быть вашим. Появляются чужие люди и заявляют, что дом теперь принадлежит им, а вы здесь никто...
Сирота
Эту историю нам рассказали Нина Кузнецова и Любовь Негальшина, соседи 23-летнего Саши Козловича. Родители Саши, Татьяна и Сергей Козлович, в доме на Пушкина, 139 проживали давно. Супруги Козлович между собой ладили, жили тихо, никому не мешали. Единственной проблемой было взаимное пристрастие к алкоголю. Наверное, поэтому у Саши от рождения обнаружились некоторые психические отклонения.
- Саша, вообще-то, мальчик неглупый. Когда с ним разговариваешь, он все понимает, просто доверчивый он очень и наивный. Вообще, Саша - тихий, спокойный, - рассказывает соседка Нина Ивановна. - В школе он учился, правда, не знаю, окончил ли. Из-за того, что родители пили и периодически не работали, жили они, конечно, неважно. Мы Саше всей улицей помогали – подкармливали, одежду давали.
Так все и продолжалось до января 2010 года. Потом у Саши неожиданно скончался отец. Как рассказывают соседи, его даже не похоронили по-человечески – не было ни венков, ни отпевания, ни поминок. Да что там, даже гроба не было... Просто приехали какие-то мужчины, погрузили в целлофановом мешке тело в машину и уехали. А буквально через неделю не стало Татьяны Козлович – она скончалась в больнице. Выяснять подробности в обоих случаях никто не стал – алкоголики, дело ясное...
Куда исчезла бабушка?
- Вскоре после смерти родителей куда-то пропал Саша, - вспоминает Любовь Негальшина. - Поскольку дело было зимой и на улицу мы почти не выходили, то исчезновение парня заметили не сразу. А потом пошли разговоры, мол, куда Саша запропастился. И вот его ближайшая соседка Тамара, проживающая на Пушкина 137а, стала говорить странные вещи – что Сашу надо на поезд посадить и отправить в другой конец страны, что в армию ему надо собираться... А какая ж армия, если у него отклонения... Вообще, Тамара и ее супруг Сергей – не слишком приятные люди. Они переехали сюда уже лет 13 назад, но мы до сих пор даже фамилии их не знаем – они ни с кем из соседей не общаются. А по ночам из их дома, бывает, слышатся крики: “Помогите, убивают”. Говорят, что это Сергей с Тамарой дерутся. Связываться с ними никто не решается.
Как рассказывают Нина Кузнецова и Любовь Негальшина, Сергей и Тамара переехали на улицу Пушкина при загадочных обстоятельствах. Раньше по адресу Пушкина, 137а проживали родственники Саши Козловича – его родная бабушка Тамара Ивановна и дядя Александр Викторович. Дом довольно большой и был разделен на два хозяина – бабушка обитала в одной половине, дядя в другой. 13 лет назад Тамара Ивановна неожиданно исчезла.
- Мы сначала думали, может, она заболела просто и из дома не показывается, - говорит Любовь Захаровна. - Потом гадали – может, переехала... Но вот что странно – несколько месяцев почтальон приходила, чтобы отдать женщине пенсию, искала ее... Когда человек переезжает жить в другое место, он ведь и пенсию переводит на другой адрес, а здесь этого не было... В общем, что случилось с Тамарой Ивановной, никто не знает до сих пор. А эта парочка, Сергей и Тамара, поселились в той половине, где жила Тамара Козлович. Вскоре после этого и дядя Саша Козлович куда-то делся. О его судьбе нам ничего не известно и по сей день. А насчет новых жильцов поговаривают, что дом на Пушкина, 137а они приобрели за сущие копейки...
“Мы о тебе позаботимся”
Связана ли как-то пропажа родственников Саши с появлением новых соседей, выяснять не нам, но вот исчезновение самого Саши, как рассказывают соседи, на совести супругов. О молодом человеке ничего не было слышно больше года, а несколько дней назад он вдруг объявился. Нина Ивановна и Любовь Захаровна увидели, как Саша в смятении бежал по улице, на нем лица не было. Женщинам удалось поговорить с Сашей и все выяснить. Оказалось, что после смерти родителей к нему пришли соседи Сергей и Тамара и сообщили, что хотят о нем позаботиться. Супруги сказали, что хотят сделать Саше приятное –ремонт в его комнате. Но на ремонт потребуется время, поэтому пусть Саша пока уйдет и годик поживет где-нибудь. Конечно, будь на месте парня кто-то другой, он ни за что бы не согласился на подобное. Но человек с некоторыми психическими отклонениями принял все за чистую монету и, ни с кем не посоветовавшись, покинул родной дом. С тех пор он жил, как в страшном сне: спал где придется – на лавочках, на вокзале, питался на помойке...
- Саша рассказал, что вернулся, чтобы узнать, готова ли его комната, - говорит Любовь Негальшина. - А супруги его выгнали, сказали, что уже давно его выписали, и дом теперь принадлежит им. Как это может быть – непонятно. Насколько мне известно, документы на собственность оформлены еще на Сашиного дедушку...
- Вообще, Сергей с Тамарой там уже начали хозяйничать, - добавляет Нина Кузнецова. - Они уже там все вещи из дома вытащили и сожгли, сарай и веранду разрушили. Наверное, что-нибудь строить собираются... Где сейчас Саша, мы не знаем. После разговора с нами он ушел, но пообещал, что еще вернется. Сказал, что подрабатывает где-то в Койсуге, а живет на улице.
“Если бы не мы...”
Сразу после происшедшего жители улицы Пушкина подали коллективную жалобу в ОВД и администрацию города. А во вторник 31 мая мы вместе с сотрудниками ОВД наведались к обитателям дома на Пушкина, 137а. Пока мы стучали в калитку, мимо прошел один из жителей улицы и раздраженно проронил в нашу сторону:
- Совсем совести у людей нет! Мальчишку-инвалида, сироту , на улицу выгнали! Нелюди!
Вскоре появились и сами обитатели дома. Разговор получился довольно любопытный. На вопрос правоохранителей, кому принадлежит дом на Пушкина, 139, уже известная нашим читателям Тамара уверенно заявила, что дом принадлежит им.
- Скажите, вы этот дом купили? Оформили, как положено, сделку через агентство недвижимости? - поинтересовались полицейские.
- Ну конечно! А как же еще!
- Покажите документы на дом и паспорта всех обитателей.
Женщина кивнула и скрылась в доме. Через какое-то время появилась вновь – без документов, но с «группой поддержки». Почему она не предоставила требуемые бумаги, женщина не объяснила. В ходе беседы начали выясняться интересные детали. Тамара рассказала, что соседи-алкоголики были людьми скандальными и очень мешали всем окружающим. Тамара вместе с мужем оформили над ними опекунство, И если бы не они, Татьяне с Сергеем и их сыну нечего было бы есть. Именно они, соседи-опекуны, заботились о непутевых супругах и их ребенке. Собственно, благодаря опекунству по какому-то договору дом и перешел к Сергею и Тамаре после смерти супругов. То есть первоначальная версия о сделке купли-продажи через агентство недвижимости вдруг испарилась.
- Скажите, а в каком году вы оформили опекунство? - поинтересовалась я.
- В 2009 или 2008, а может, в 2007 году, - ответила Тамара.
- А в каком году умерли Сергей и Татьяна?
- Не помню я! - раздраженно бросила женщина. - У меня своих забот хватает, буду я еще о чужих людях подробности помнить!
Лично меня ответ насторожил – если действительно несколько лет являешься опекуном, всячески заботишься о людях, вряд ли они останутся для тебя чужими, настолько чужими, что не назовешь года их смерти... Зато, если человек тебе чужой, то, наверное, и впрямь нет никакого дела до того, что его хоронят в целлофановом мешке...
«Никто его не выгонял»
- А Саша этот вообще опасен для окружающих! - заявила Тамара, когда ее спросили о судьбе парня. - Он отца своего однажды избил и детей на улице пугает, бегает за ними, кричит. А еще он по ночам не спит, как все люди, а по улице ходит, шумит. А из дома его никто не выгонял, он сам ушел – он же не в себе, вот и бродит, где попало. Саша уже столько раз ключ от дома терял, я ему дубликат не раз делала. А когда потерял ключ снова, я уже не стала заказывать новый – сколько можно! Тем более, он в доме антисанитарию разводит, тараканов и клопов плодит. Мы уже столько хлама из дома вынесли и сожгли, а он с помойки новый таскает. А вообще, никто его, конечно, не выписывал, пусть возвращается и живет. Жалко все-таки парня.
Постепенно вокруг нас стали собираться жители Пушкина, которые были категорически не согласны с версией, изложенной Тамарой.
Слова о том, что Саша опасен для окружающих, не подтвердил никто, как и то, что Сергей с Татьяной были людьми шумными и скандальными. По словам жителей улицы Пушкина, супруги, хоть и пили, не мешали никому. Негативную реакцию вызвала история об опекунстве.
- Небось, Козловичей за бутылку уговорили этот договор подписать! - комментируют соседи. - А того, что Сергей с Тамарой заботили о них, мы не заметили! У Козловичей за неуплату коммунальные услуги отключили, а опекуны никак эту проблему не решали. Зато недавно они самовольно подключились к электричеству. Мы это знаем, потому что специально звонили к поставщику услуг узнать, погасили ли долг на Пушкина, 139. Нам сказали, что нет.
Без диагноза
Этой истории еще далеко до завершения. Сейчас обитателями Пушкина, 137а занялась полиция – в ближайшее время начнется детальная проверка всех документов на дом 139. Однако соседи уверены, что никаких бумаг на собственность супруги Сергей и Тамара предоставить не смогут – по мнению жителей, этих документов просто не существует.
О местонахождении Саши Козловича пока ничего не известно. Жители надеются, что скоро он, как и обещал, появится. В ходе общения с Тамарой выяснилось, что у парня нет даже паспорта. Кроме того, несмотря на психические отклонения, Саша не состоит на учете, его диагноз неизвестен. Пенсию по инвалидности он, понятное дело, тоже не получает.
Жители улицы, заступившиеся за Сашу Козловича, настроены решительно. Они уже ищут адвоката. И если силами местных правоохранительных органов решить ситуацию не удастся, они обратятся в областную прокуратуру. Кто знает, может быть, спустя столько лет у Саши наконец-то появились близкие люди, которым небезразлична его судьба.
Комментирует директор ООО «Юридическая фирма «Правозащита», юрист Анна Баширина:
- Комментировать, не имея на руках документов, достаточно сложно. Теоретически у Саши есть хорошие шансы добиться справедливости. Супругов, скорее всего, можно привлечь к ответственности. Но для этого необходима помощь хорошего юриста, его услуги могут стоить в районе 20 тысяч рублей, но все зависит от конкретной ситуации. В случае, если Саша выиграет дело, другая сторона должна будет ему возместить средства, потраченные на услуги юриста.
Лилия КОЛЕСНИКОВА
< |
Присылайте ваши новости, вопросы и фото на телефон 89994832896.
Раз в неделю редакция будет награждать авторов лучших читательских новостей.