X

Информационный портал города Батайска • vpered-bataysk@mail.ru. • 8-86354-5-64-05 WhatsApp 8-999-483-28-96

Лента

10.11.2011
1213

О времени и о себе

О времени и о себе
Почему и как истребляли Донское казачество
На днях мы отметил 21 год, с даты первого съезда (Большого круга) казаков Дона в новейшей истории. Тогда его участники решили вернуться к корням и образовать Союз казаков Области войска Донского. Были восстановлены традиционные символы Войска: донской флаг (сине-желто-красный), донской герб (олень, пронзенный стрелой) и гимн донского казачества («Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»). Дата эта выбрана не случайно. Наши современники повернули историческую память, заменив черный горький ноябрь 1917 года на живые краски надежды ноября 1990-го.
Зачем? Сегодня много говорится о важности воспитании гражданского общества, что для успешного развития государства нужен активный, думающий и ответственный гражданин. Смотрим на Запад, завидуем с одной стороны их умению отстаивать свои интересы, а с другой - заботе о своей стране, городе, улице. А ведь гражданское общество в полном смысле этого слова, с  трудолюбивыми патриотами своего родного края у нас, на Дону уже было создано, и процветало не одну сотню лет до печально известного 1917 года. Почему же такое стойкое, живое общество, как казачество Дона и Кубани оказалось на грани истребления, этот материал.
Этого не может быть
До поры казаки считали, что коммунисты  воюют исключительно с «кадетами», «помещиками» и «генералами», а трудовой народ, к которому в полном составе относило себя казачество, не трогают. Осознание страшной правды пришло поздно...
Возможно, бедой для казаков обернулась их же сила и сплоченность: казаки чувствовали себя могущественным сообществом, а потому не распознали и не приняли во внимание сразу несколько более чем откровенных «намеков», исходящих от советской власти. Первым сигналом для казачьих областей должен был стать декрет о социализации земли (её уравнительном переделе) от 27 января (9 февраля) 1918 года, принятый III Съездом Советов. Но опасность казаки не распознали, ведь в политику они не лезли, переворот в столице приняли спокойно,  рассчитывая отсидеться за самостийным занавесом. И даже когда в Ростове и Новочеркасске революционные матросы пачками расстреливали офицеров и «буржуев», казаки особо не возмущались – те же русские, а мы – казаки, особое сословие.
Весной 1918 года в рядах красных состояло немало казаков, которые «серьёзно» воевать против своих станичников не желали – пленных отпускали, оружие и коней возвращали. Сталин писал тогда Ленину: «…Казачьи части, именующие себя советскими, не могут, не хотят вести решительную борьбу с казачьей контрреволюцией…  превратились в базу контрреволюции...».
Но все же не верилось, что не умеющие как следует держаться в седле пришлые коммунисты-«картузники» всерьёз возьмутся за истребление огромного воинственного сословия. Сказывалась и усталость от войны, и недоверие к собственному «пронемецкому» офицерству, и пропаганда левых, обещающих мирное сосуществование. Мысли не допускали, что «красное колесо» дороги не разбирает и давить будет не только мешающих, но и тех, кто не катит с ним вместе.
Дон с казачьего на крестьянский
Проводником идей полного уничтожения казачества на Дону  стал председатель Донского областного ревкома, члена Донского бюро ЦК РКП (б) 25-летний коммунист Сергей Сырцов, студент-недоучка. Сырцов вещал: «всякое сотрудничество с казачеством… будет «сговором с контрреволюцией»,  «общие условия заставляют нас, идя навстречу крестьянам, сделать их опорой в деле ликвидации казачества». А чтобы место не пустовало, освободившиеся территории, по мысли Сырцова, нужно было заселить сельским пролетариатом Центральной России. Дон должен перестать быть казачьим, а стать крестьянским, для чего необходимо запретить само слово «казак», традиционную одежду с лампасами, отменить административное деление на юрты и станицы, заменив их губерниями и волостями и т.д.
Вышло предписание Донбюро: «В целях скорейшей ликвидации казачьей контрреволюции и предупреждения возможных восстаний Донбюро предлагает:
 1. Во всех станицах, хуторах немедленно арестовать всех видных представителей данной станицы или хутора, пользующихся каким-либо авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях, и отправить как заложников в районный революционный трибунал.
2. При опубликовании приказа о сдаче оружия объявить, что, в случае обнаружения по истечении указанного срока у кого-либо оружия, будет расстрелян не только владелец оружия, но и несколько заложников.
3. Составить по станицам под ответственность ревкомов списки всех бежавших казаков (то же относится и к кулакам) и без всякого исключения арестовывать и направлять в районные трибуналы, где должна быть применена высшая мера наказания».
Крутость предлагаемых мер понравилась в Кремле. Вот это по-большевистски, без половинчатости и глупых компромиссов. Кто не с нами, тот против нас.
Красный террор
Самое страшное началось в 19-м с выходом секретной директивы за подписью Якова Свердлова:
24 января 1919 года, циркулярно, секретно.
«... признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем [вообще] казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью... 
Центральный Комитет Российской коммунистической партии».
Секретную директиву бросились выполнять так, как сами её понимали – то есть  радикально. Казачьи области Дона охватил настоящий террор, где  расстрелы без суда стали нормой, а число жертв и способы их умерщвления без различия пола и возраста вызывали ужас…
В докладных записках в Казачий отдел ВЦИК, Михаил Данилов сообщал: «Богуславский, возглавлявший ревком в станице Морозовской, в пьяном виде пошел в тюрьму, взял список арестованных, вызвал по порядку номеров 64 сидевших в тюрьме казака и всех по очереди расстрелял. И в дальнейшем Богуславский и другие члены ревкома проводили такие же массовые расстрелы. Возмущение этими бессудными расстрелами было так велико, что, когда в станицу переехал штаб 9-й армии, политотдел этой армии распорядился арестовать весь состав Морозовского ревкома и провести следствие. Была выявлена страшная картина диких расправ с жителями станицы и окрестных хуторов. Только во дворе Богуславского обнаружили 50 зарытых трупов расстрелянных и зарезанных казаков и членов их семей. Еще 150 трупов нашли в разных местах вне станицы. Проверка показала, что большинство убитых ни в чем не были виновны и все они подлежали освобождению».
Согласно материалам созданной Деникиным Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков  в 1918 - 19 годах на Дону, Кубани и Ставрополье было расстреляно 5598 человек, из которых 3442 в Области войска Донского (на тот момент подконтрольное красным население Верхнего Дона вряд ли было более 150-170 тысяч душ).
Попытка повернуть время вспять
Казачество было поставлено перед альтернативой – либо физически исчезнуть, либо, наконец, взяться за оружие, чтобы защитить уже не имущество или землю, а саму жизнь.
И вновь, как и годом ранее, полыхнуло на Дону, но теперь уже не Верхнем. В ночь на 26 февраля 1919 года после распространения слухов о том, что уже составлены расстрельные списки и казаков будут уничтожать целенаправленно, на хуторе Шумилин местные казаки вырезали перепившийся отряд карателей.
Уже на следующий день их поддержали станичники в Мигулинской, Еланской, Вёшенской. Восстание возглавили есаул Павел Кудинов (командующий) и сотник Иван Сафонов (начальник штаба). В короткий срок число повстанцев выросло до 15 тысяч, которые были разбиты на 5 конных дивизий и отдельную конную бригаду. 1-й дивизией командовал хорунжий Харлампий Ермаков, ставший прототипом шолоховского Григория Мелехова.
Подчеркнём, что повстанцы отнюдь не были «отъявленной контрой». Даже после всего происшедшего сам Кудинов подчёркивал, что они были за Советскую власть и Советы, но без коммунистов и продотрядов. Но после кровавого душа, устроенного казакам пришельцами, нечего было ждать ответной милости. Кровь казаков и их противников полилась рекой…
К маю на повстанцев навалилась вся 9-я армия красных (свыше 40 тысяч штыков. На помощь казаками пришли бойцы генерала Мамонтова.
Казаки и мамонтовцы отбили Казанскую, сходу взяли Мигулинскую, выдавив красных за Хопёр. Параллельно были взяты Миллерово, Криворожий, Дубовый, Гусев и др. 9-я армия красных была отброшена.
Наступило затишье. Но тишина эта была кажущейся, была зловещей…
Коммунисты, встретив решительный отпор казаков, готовились сменить тактику, ни на минуту не отказываясь от мысли о физическом уничтожении казачества.
Из письма члена Донревкома И. Рейнгольда в ЦК РКП(б), 1919г.
«Казаков, по крайней мере огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но… ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость. И политика массового их истребления без всякого разбора приведет к тому, что мы с Доном никогда не справимся, а если и справимся, то после долгой, кровавой и упорной борьбы..»
Активное истребление казаков шло до 1924 года, после чего наступило некоторое затишье. Советская власть, изображая «гражданский мир», добивалась возвращения эмигрантов, дабы окончательно ликвидировать угрозу с их стороны)
Печальный итог
В результате расправ коммунистов над казаками на Дону, где к 1 января 1917 года проживали 4 миллиона 428 тысяч 846 человек, на 1 января 1921г. осталось лишь 2 (!) миллиона 252 тысячи 973 человека. К 1926г. на Дону оставалось не более 45% прежнего казачьего населения. По сути, коммунисты уничтожили каждого второго казака.
Вторая волна геноцида окатила Дон в годы Голодомора начала 30-х, когда в ходе коллективизации вымирали хутора и выселялись объявленные «кулацкими» станицы. Третья волна пришлась на репрессии конца 30-х, добившие казачью интеллигенцию. Плоды большевистского уничтожения казачества мы пожинаем до сих пор, деля бывшую единую вольницу на «красных» и «белых».
Иван Громов

 

<

Автор: БИА "Вперед"

Присылайте ваши новости, вопросы и фото на телефон 89994832896.WhatsApp

Раз в неделю редакция будет награждать авторов лучших читательских новостей.


Текст сообщения*
Загрузить изображение
 
615
29.07.2021
Можно ли просить Бога забрать меня из этого мира?
Можно ли просить Бога забрать мою душу и тело? Есть разочарование в мире, в том, что господствует хаос, что собственная жизнь не приносит удовлетворения....
1563
22.07.2021
Мама заразила отца ковидом, и он умер…
Добрый день, моя мама не соблюдала карантин, ходила без маски. Она считала, что к ней ни одна зараза не прицепится и что в маленьком городе нет заразы....
1651
20.07.2021
При Пантелеимоновском храме Батайска создано православное сестричество
В воскресенье, 18 июля, в Пантелеимоновском храме состоялось торжественное мероприятие в честь создания православного сестричества Великомученика и целителя...
2095
16.07.2021
Постоянно ссоримся: терпеть или разводиться?
Живу в браке 25 лет, но не очень хорошо: с мужем ругаемся до сих пор, нет в семье тишины. У нас двое детей — сын и дочь. Вижу, как они мучаются от наших...
2982
05.07.2021
Правда ли, что в сентябре всех школьников будут обязательно вакцинировать?
Только по завершении клинических испытаний можно принять решение об включении подростков в программу вакцинации против COVID-19, заявила сегодня замглавы...
3730
26.06.2021
Когда начнётся Петров пост и как к нему подготовиться?
Петров пост в 2021 году начинается в понедельник 28 июня, через неделю после праздника Троицы. Последним днем поста является 11 июля. Он подготавливает...
4810
17.06.2021
Православие. Когда Троицкая родительская суббота 2021?
Накануне одного из важнейших христианских праздников – Дня Святой Троицы, или Пятидесятницы — верующие поминают всех усопших христианах. Вселенская Троицкая...
6007
03.06.2021
Священник попросил денег на похоронах…
Совсем недавно мы хоронили близкого родственника. В церкви я заплатила по прейскуранту 3500 р. Гроб уже стоял перед алтарем, мы, родные, еле держимся ...
7032
10.05.2021
Православие. Как приучить ребёнка молиться?
Хорошо, когда вся семья вместе читает молитвенное правило. Правда, сделать это удается далеко не всегда. Но даже иногда, читая всей семьей, мы чувствуем,...
7453
01.05.2021
Можно ли поминать на Светлую седмицу?
Добрый день! У моей тёти сорок дней приходится на 5 мая. Так как это Пасхальная неделя, можно ли делать поминальный обед?
10242
31.01.2021
Можно ли пить святую воду, если она плохого качества?
Здравствуйте! 19 января был в храме на вечерней службе с сыном, исповедались, набрали крещенской воды, перед сном попили, я сразу понял, что она самого...
14487
17.01.2021
Православие. Можно ли в Святки ходить на кладбище?
Суеверные представления о том, что в какое-то особое время нельзя бывать на кладбище, Церковь не поддерживает. В любое время года, во все дни недели, ...
14366
10.01.2021
Православие. Можно ли венчаться без росписи в ЗАГСе?
Я и мой молодой человек были в браках, также он был венчан. Я хочу венчание, но не регистрацию, однако есть желание  прожить всю жизнь с этим...
14962
01.01.2021
Как защитить квартиру от воров
В ГУ МВД по РО рассказали, как обезопасить свой дом.
10935
27.12.2020
Как отметить Новый год по-православному?
Скажите, как отнесется в будущем к православию и церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет...
11633
13.12.2020
Православие. Может ли не святой батюшка отпускать грехи?
Здравствуйте, батюшка. Вот, на ваш взгляд, может ли простой священник, не святой, отпускать грехи людям?  

11915
06.12.2020
Сколько будут стоить ёлки в Батайске?
В течение декабря в городе заработают 12 ёлочных базаров.
11707
26.11.2020
Православие. Рождественский пост в этом году начнётся на день раньше
Рождественский пост всегда начинается в один и тот же день - 28 ноября. Но в этом году поститься начинают уже с Филиппова дня 27 числа, т.к. он приходится...
13681
22.11.2020
Православие. Почему в церковь нельзя в брюках?
Почему в церковь нельзя в брюках? Этот вопрос задают многие современные женщины, и он, как правило, вызывает множество дискуссий.

11922
15.11.2020
Православие. Можно ли на панихиде самой читать записки и не платить?
Здравствуйте! Во время панихиды в поминальные родительские субботы поминальные записки с именами читают служащие в храме женщины. Записка на панихиду ...
Новости 1 - 20 из 1261
Страницы:
71320
Фоторепортаж
Фотовзгляд на городские события, проблемы и факты.
Все фоторепортажи...