Информационный портал города Батайска • vpered-bataysk@mail.ru. • 8-86354-5-64-05 WhatsApp 8-999-483-28-96
Подпольщик из газеты «Вперед»
Это Василий Корнилович Яценко, сотрудник газеты «Вперед». До начала войны работал в типографии. С началом оккупации ушел в подполье. С места работы он забрал типографские литеры, которые использовал для печати листовок.
Вместе с другими молодыми ребятами из Батайска он смастерил самодельное радио (радиоточки были уничтожены фашистами при оккупации). Они слушали сводки Совинформбюро, печатали в листовках выдержки из них, обращения и призывы бороться с врагом. Бумажные листки, напечатанные Васей Яценко вручную, люди находили посреди улиц и на стенах зданий.
Васю кто-то предал. Фашисты арестовали его и впоследствии расстреляли в ростовской тюрьме.
Считается, что Василий принадлежал к подпольной группе «Яструб», которую организовал бывший истопник кинотеатра имени Ленина по фамилии Еременко. Группа занималась подпольной диверсионной деятельностью. Свое название они выбрали потому, что прятались в канализационных трубах. «Я-из-труб» - «Яструб» - эти ребята доставили фашистам немало неприятностей благодаря диверсиям на железной дороге в Батайске и в селе Самарском. Бывшего истопника немцы однажды арестовали, отправили в ростовскую тюрьму на расстрел, однако он смог бежать. В неравном бою с немцами под Самарским Еременко погиб, там теперь находится его могила.
К сожалению, неизвестно, остались ли в живых родственники Васи Яценко, есть ли в Батайске их потомки. Если вам что-то известно об этом и об истории погибшего сотрудника газеты «Вперед», сообщите, пожалуйста, в редакцию по телефонам 6-64-05, 5-64-05, 5-91-32.
1127 человек за полдня
похоронили в братской могиле в центре Батайска
- Морген фрю русские сёльдати придут! - один из немцев подбежал к 16-летней Тае Поповой, выкрикнул ей это в лицо и побежал огородами дальше. Девушка стояла около дома и наблюдала, как фашисты бегут из Батайска: огородами, в женских платках, пугливо озираясь. Бросают боеприпасы. Некоторые были вооружены и видели одинокую хрупкую фигурку русской девушки. Но почему-то Таю никто не тронул.
Наши
Раннее утро 7 февраля 1943 года. В дом, где жила Таисия Попова с семьей, вошли советские солдаты. Голодные, небритые, грязные, уставшие. Их было человек пятнадцать.
- Ой, деточки... - всплеснула руками мать Таисии. На солдат было страшно смотреть.
Ребятам отдали всю нехитрую еду, которая была у семьи. Они набрали в котелки вареной кукурузы и со словами благодарности покинули дом. Таисия Попова с родными вышли на улицу. Около двора стояли дроги, по улице бродили… верблюды. На дрогах сидел молодой кавказец, укутанный в рогожку. Он дрожал от холода, но с места не двигался.
- А вы чего не идете? Заходите, поешьте, погрейтесь, - предложили женщины, но мужчина отказался – нельзя дроги бросать.
Похороны
Наутро 7 февраля Батайск уже принадлежал советским войскам. Без промедления было решено похоронить умерших и погибших. В центре города три отделения солдат вырыли гигантскую яму, метров 20 длиной и 7,5 шириной. На дворе стоял 24-градусный мороз, но глинистая почва не промерзла, поэтому яму удалось выкопать быстро.
Трупы укладывали штабелями на дроги и полуторки и подвозили к братской могиле. Таисия Попова тепло оделась и пошла к месту захоронения. Ей было ужасно страшно, но не пойти она не могла. Около могилы стояли четыре женщины и плакали.
- Девочка, что стоишь? А ну помогай! – вдруг окликнули ее.
Переборов страх, с дрожащими руками и колотящимся сердцем Таисия стала помогать. Подавала в яму плащ-палатки и шинели, чтобы было чем укрыть тела погибших. Она увидела в яме молодых русских мальчиков, совсем юных, окоченевших на морозе в тех позах, в которых они встретили смерть…
Одного из них Таисия запомнила на всю жизнь. Белокурый красивый паренек лежал навзничь, без шапки. Открытыми остекленевшими глазами он смотрел в небо, как будто ждал оттуда помощи или пощады. Сейчас, находясь в почтенном возрасте, имея звание ветерана Великой Отечественной войны и множество наград, Таисия Юркевич (в девичестве Попова) вспоминает о нем в любое время года. Когда идет по аллее Славы, около мемориала «Клятва поколений», когда слышит песню «Журавли».
…Тела продолжали подвозить. Их было больше тысячи. Скоро они перестали помещаться. Приходилось придавливать, утрамбовывать. В два часа дня все было кончено.
Таисия Попова не могла поверить в то, что происходит. Русские бьют немцев! Это казалось невероятным. Всего полгода фашисты прибыли сюда холеные, румяные, чистенькие, хорошо одетые, на сверкающих машинах и мотоциклах...
«Руссише швайне!»
27 июля 1942 года. Около четырех часов вечера одна из блестящих немецких машин остановилась перед домом семьи Таисии Поповой. Вышел немецкий офицер – в шелковой рубашке, рукава подкатаны, в шортах – огляделся. С ним было еще несколько человек. Таисия с родными тем временем во дворе топтали ногами навоз для кизяков, чтобы было чем топить печь. С вытаращенными глазами фашисты приблизились. Затем стали громко переговариваться:
- Шайзе! Руссише швайне! Ай-ай-ай! – с воплями недоумения и смехом они притащили фотоаппарат и стали фотографировать русских «дикарок». Таисия неплохо знала немецкий, чтобы понимать, что именно о них сейчас говорится.
Закончив с кизяками, женщины по очереди помылись в ведре. Таисию, как самую молодую, немецкий офицер подозвал к себе.
- Сталин юда, Сталин жид! – издеваясь, заявил он в лицо Таисии.
- Гитлер юда, Гитлер капут! – не растерялась девушка. Ей не было страшно, внутри билась жилка отчаяния. Немец ничего не сказал на этот дерзкий ответ и отпустил Таисию. Чуть позже, собравшись с другими немцами, он снова подозвал ее. Вручил листок – читай.
«Либер Отто!» – начала читать девушка. Похоже, письмо было с признанием в любви, но чем дольше девушка читала, тех громче хохотали немцы.
На следующий день вся семья в сборе снова топтала навоз. На диковинное зрелище собрались посмотреть уже десятка полтора фашистов. С хохотом и отвращением они наблюдали, как пытаются выжить простые русские женщины. Потом они насобирали со своего стола пряников, разных недоедков и принесли матери Таисии: «Матка, на!»
Невероятная Победа
После освобождения города Таисия Попова попала на фронт. Прошла всю войну. Эта миниатюрная хрупкая девушка вынесла голод, жару, мороз. Рядом с ней гибли ее товарищи, умирающие с именем Господа на губах и с крестами на груди.
- Хоть и не было официально в стране религии, люди все равно верили в Бога и в то, что он их не оставит, - вспоминает сегодня Таисия Юркевич, секретарь Совета ветеранов Батайска. – Были на войне и те, кто соблюдал посты, как это ни кажется невероятным. Читали молитвы, носили православные кресты. В памяти навеки остались развороченные дороги, грязь, смешанная с кровью, бомбежки, свист пуль, снарядов и осколков, грохот зениток, вой специальных бомб, действующих на психику, рев танков, гарь, дым… А когда бой стихнет, слышишь стоны раненых, и не всем можно было помочь. Мне до сих пор кажется невероятным, что мы смогли победить такого сильного врага. У них было все, у нас ничего. Наши солдаты шли в бой, зная, что идут на верную смерть, но все равно шли. Проходя дорогами войны, мы видели людские беды – выжженные села, разбитые города, взорванные мосты, плачущих матерей, чьих детей угнали в рабство или в лагеря в Германию. Всего не опишешь. Немного легче стало на душе, когда мы смогли выбить врагов с нашей территории и когда союзники, наконец-то, открыли второй фронт в Нормандии. Хотя и увенчалась успехом наша победа, но таких потерь еще не было в истории человечества.
Кира САМУСЕВИЧ, фото автора
Слово председателя Совета ветеранов
В братской могиле у мемориала «Клятва поколений» захоронены 1127 человек – освободителей Батайска. В полукружье на огромных плитах поименно нанесены фамилии 4529 человек, не вернувшихся с войны батайчан.
180 дней длилась оккупация Батайска, за это время было уничтожено более 600 местных жителей.
В Батайске осталось 176 человек – непосредственных участников Великой Отечественной войны.
- Сегодня мы вспоминаем имена наших земляков, сражавшихся за освобождение города: Анатолий Иванович Авилов, Павел Андреевич Афанасьев, Петр Александрович Кротов, Степан Гаврилович Терехов, Александр Гаврилович Толопченко и многие-многие другие, - говорит Степан Плахов, председатель Совета ветеранов Батайска. – В ветеранском строю у нас есть участник Сталинградской битвы, Николай Иванович Варрава, который и поныне бодр, энергичен и инициативен. Ему идет 90-й год, но 31 января 2013 года он поехал на предстоящие торжества - 70-летие Сталинградской битвы в Волгоград. Среди нас есть ветераны, которые ушли по призыву продолжать войну с врагами вскоре после освобождения Батайска. Они прошли половину Европы и дошли до Победы 1945 года. Среди них наши уважаемые женщины: Таисия Кузьминична Юркевич, Антонина Михайловна Решетникова, Нина Николаевна Ляшенко, Евгения Филипповна Кушнарева и другие.
К 70-летнему юбилею освобождения города многие ветераны не дожили. Оставшимся уже под 90 лет. Когда-то они были молодыми, пришли домой с Победой и стали восстанавливать город и железнодорожный узел. Создали аллею Славы и мемориал «Клятва поколений» с Вечным огнем. Ветераны очень признательны школьникам и их руководителям за ту почетную вахту, которую несут дети сегодня у мемориала.
Автор: БИА "Вперед" |
Присылайте ваши новости, вопросы и фото на телефон 89994832896.
Раз в неделю редакция будет награждать авторов лучших читательских новостей.