«Бездомные» рождаются в доме

Новости в Батайске
20

В недавнем выпуске нашей газеты мы поднимали тему бездомных собак. В номере 15 за 20 апреля опубликован материал «Бродячий террор», написанный после того, как в редакцию с жалобами на своры обратились жители Батайска. После его выхода непростой разговор о том, что же все-таки делать со стаями, которые держат в страхе целую округу, продолжился. На этот раз со стороны тех, кто переживает за животных… 

Чей Бобик?

В редакцию пришло письмо от Наталии Черновол. По словам нашей читательницы, тема бездомных животных волнует ее давно.

— Я — не зоозащитница, но животных мне жалко, и я им помогаю и кормлю их, очень не хочу, чтобы кто-то кого-то кусал и пугал иди кого-то убивали. И думаю, что эту проблему можно решить, если захотеть! Могу это доказать.
Наталия пишет про ОСВВ. Идеальный сценарий гуманного обращения с бездомными животными описывается именно этой аббревиатурой — отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск.

— ОСВВ будет работать, если этим заниматься правильно, ответственно, а не просто для отчета. Например, в прошлом году, в августе, в промзоне увидела небольшую собачку, видно выброшена недавно, начали около нее собираться собаки. Звоню в ЖКХ. Собаку поставили на очередь — двести первая. При этом предупредили, что отлов на стерилизацию будет в сентябре и коснется только двадцати собак, которые находятся возле школ. Если посчитать, сколько раз расплодятся оставшиеся из очереди, то смысл в ОСВВ сразу пропадает, — пишет батайчанка. И признается, что наняла за свой счет отловщика, простерилизовала собаку в Ростове.

— Огромное спасибо «Собачьему патрулю» — (Прим.ред.: «Собачий патруль» — общественный проект, объединивший ростовских зоозащитников и предпринимателей для массовой стерилизации и вакцинации бездомных животных). Да, потратила время и нервы, деньги. Складывается ощущение, что такой порядок дел кому-то выгоден, — размышляет она. — И зачем батайских собак на стерилизацию возить в Новочеркасск? Почему не обратиться к самим жителям с вопросом решения этой проблемы? Ведь эти стаи — результат безответственного отношения к своим домашним животным, с которыми сначала играют, а как наскучит — оставляют на улице. А куда им деваться? Предохраняться они не умеют, вот и образуются своры, а это уже страшно.

Действительно, наша читательница подняла очень важный вопрос. Являются ли эти животные на самом деле бездомными? По словам зампреда рабочей группы по общественному контролю за содержанием безнадзорных животных при Общественной палате Москвы Елены Ивановой, в 80% случаев нападают на людей владельческие собаки, оставшиеся на так называемом самовыгуле. Пополнение рядов бездомных животных идет только из-за того, что люди сначала не стерилизуют своих питомцев, а потом выбрасывают ненужных щенков на улицу. Девять из десяти уличных животных — брошенные или потерянные.

«Футбол» отписками

Иванова считает, что бездомное животное — это чисто математическая модель, которая говорит о том, что нет стыковки между спросом и предложением.
— Животных на свет появляется больше, чем их готовы в дома взять люди. Это бывает только в тех странах, где государство не контролирует разведение домашних животных. Потому что бездомные рождаются дома, — пояснила чиновница. По ее словам, проблему бездомных животных можно решить за пять лет — это максимальный срок продолжительности жизни собак на улице. Если в течение этого времени россияне не будут выбрасывать на улицы ненужных питомцев или их потомство, новых бродячих собак не будет, потому что государство и некоммерческие организации продолжают работать по системе ОСВВ («отлов, стерилизация, вакцинация, возврат»).

Конечно, сравнивать Москву и Батайск совсем некорректно. Стоит отметить, что в столице очень активно работают волонтеры-зоозащитники, они следят за каждой копейкой, которое выделяется на программу с беспризорными животными. Там номер с отписками, которые присылают чиновники батайчанам, не пройдет. Пострадавшие от укусов люди пишут жалобы ко всем чиновникам, ведомства которых должны разбираться с этим вопросом, но получают невнятные ответы. Мэрия и УЖКХ футболят жалобы друг другу либо направляют пострадавших в управляющую компанию. В УК также сообщают, что денег и возможностей для отлова не имеется. По подсчетам зоозащитников, в среднем на полный пакет ОСВВ одной собаки требуется от десяти тысяч рублей.

В феврале этого года прошла информация, что проверка Генпрокуратуры России обнаружила низкую эффективность работы органов исполнительной власти по решению проблемы с бродячими животными. Бездомные собаки пугают людей на улицах, а не в приютах, когда местные власти зачастую только имитируют деятельность в этой сфере. В связи с этим депутаты предлагают штрафовать чиновников за неисполнение должностных обязанностей по урегулированию численности бездомных животных. Видимо, пока рублем не начнут наказывать тех, кто зарабатывает на отлове бродяжек, ситуация не сдвинется с мертвой точки.

Алена Васнецова