Как в Батайске борются с нехваткой учителей

Новости в Батайске
14

Российским школам не хватает порядка 250 тысяч учителей. С таким заявлением на днях выступила руководитель Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко. И Батайск, к сожалению, не стал исключением.

Дефицит на местах

Несмотря на то, что число желающих учиться в пединститутах растет (количество заявлений, поданных абитуриентами, по сравнению с прошлым годом выросло на 15%), проблему нехватки учителей это не решает. Уже сегодня кадровый дефицит в сфере школьного образования становится довольно ощутимым: лишь порядка 10-20% выпускников профильных институтов остаются в профессии.

По данным управления образования Батайска, особенно не хватает учителей начальных классов. На сегодняшний момент – 11-ти человек. Количество первоклашек растет, а вот число учителей за ними не поспевает. Проблема и с педагогами иностранных языков: не хватает десяти предметников. Интересно, что на третьем месте этого антирейтинга – педагоги-психологи. Городу нужны шесть специалистов. И далее по убывающей требуются учителя русского языка, математики, истории, музыки, физики, химии, биологии, географии, информатики, технологии и физкультуры. То есть весь комплект. Проблема и с воспитателями групп продленного дня, и с логопедами.

Больше всего учителей не хватает в лицее №3 – ему требуется сразу 13 специалистов. Просели кадры в школах №2 и №9 – недостает по шесть учителей в каждой. Пять человек для работы с детьми ищет и руководство гимназии №7.

Кроме того, оказалось, что некому убирать в образовательных учреждениях. К сентябрю управление образования надеется найти семь уборщиков и двух дворников. По одной вакансии разыскиваются вахтер, инженер-энергетик, бухгалтер, медсестра, методист, социальный педагог, тьютор. В общем, если подытожить, то общая нехватка кадров в школах города в июне составила 73 человека.

Нечем похвастать и дошкольному образованию. Детским садам Батайска также нужны 72 педагога и 2 вспомогательных сотрудника. Больше всего не хватает воспитателей – 29 человек, требуются десять младших воспитателей и столько же логопедов, шесть музработников и семь психологов, а еще четыре инструктора по физкультуре и два старших воспитателя. Свободно по одному месту педагога допобразования, дефектолога, руководителя ИЗО, логопеда, делопроизводителя, рабочего по обслуживанию и ремонту помещений.

Ты меня уважаешь?

По словам учителя информатики школы №6 Станислава Шиманского, сейчас ту или иную профессию рассматривают, в первую очередь, с точки зрения достатка. Естественно, труд учителя должен хорошо оплачиваться, но престиж профессии также зависит от уважения к ней. Если в советское время работать в школе было почетным занятием, учитель был для детей непререкаемым авторитетом, то в 90-е образование вдруг перешло в сферу услуг. В итоге перед директорами школ стоит задача латания кадровых дыр.

— На самом деле сегодня принимается довольно много мер, чтобы молодые специалисты приходили в школу. Есть ряд льгот, работают различные программы. Например, в Батайске управление образования предоставляет учителям ведомственное жилье. В городе три педагогических общежития. Я сам живу в одном из них, — говорит учитель. — Это комфортабельные комнаты с хорошим ремонтом, со всей необходимой техникой, с чистой общей территорией, за которой следят специальные работники. Съемное жилье проигрывает современному общежитию, а платить за аренду комнаты или квартиры пришлось бы гораздо дороже. И такая возможность предоставляется всем, кто хочет работать в школах города. А что касается заработка – учительский труд хорошо оплачивается, особенно если педагог не боится работы. Да, большинство тех, кто сегодня стоит у доски, как правило, имеют большой трудовой стаж, что непосредственно влияет на зарплату. Такие педагоги составляют костяк учительского коллектива. Но все понимают, что свежая кровь также необходима. Поэтому молодому учителю идут навстречу, дают дополнительные часы, возможность вести кружки и так далее.

Один на миллион

Впрочем, о необходимости решать наболевший вопрос с кадрами понимают и на самом верху. В прошлом году на Дону стартовала программа «Земский учитель». Она предусматривает единовременную компенсацию в один миллион рублей тем, кто переехал на работу в сельскую школу. Выплата позволила переманить в сельские школы уже 38 специалистов. Большинство едут в глубинку из крупных городов Ростовской области, но есть и те, кто переехал на юг из других российских регионов. Потратить свой миллион учитель может на что угодно. Единственное условие – проработать на месте хотя бы пять лет.

Некоторые соискатели уже купили жилье по месту работы, остальные, напротив, решили сэкономить, так как либо предоставляется служебная квартира, либо местная администрация оплачивает съемную.

Кстати, программа оказалась настолько популярной, что ее решили не приостанавливать в 2022 году, как планировалось, а продлят до тех пор, пока все вакансии в сельской местности не будут закрыты.

Алена ВАСНЕЦОВА, фото УО Батайска

На фото общежитие педработников на ул. Комсомольской, 66 в Батайске.