От героина к Богу

Новости в Батайске
6

Как вера помогает выкарабкаться из наркотической трясины.

Один из современных священнослужителей пишет: «Наркотики были известны еще в первобытном мире. Но лишь духовный вакуум нашего века сделал пьянство и наркоманию национальным бедствием как в нашей, так и во многих других странах. Это ясный признак того, что человечество переживает тяжелейший кризис». Церковь уверена: если нет веры, человек теряет путь и погибает.  

«Пока семья не дала трещину»

Из письма бывшего наркомана:

«Родители мои — обеспеченные люди, сколько их помню, всегда в работе. С малолетства я ходил в разные секции, спортивные и всевозможные кружки. Мама считала, что если ребёнка занять по полной программе, то времени у него не будет на всякие глупости. Так и было до тех пор, пока брак моих родителей не дал трещину. У отца была любовница, а маме надоело это терпеть. В итоге они развелись. Я остался с мамой и стал позволять себе многое.

Загул мой серьёзный начался, когда я учился в институте. Образовалась весёлая компания, тусили по ночным клубам. Закончилось всё тем, что приходилось торговать наркотой, чтобы выкружить себе на дозу. Когда пытался соскочить с торговли, то попал под прессинг. Избивали несколько раз, заставляли «работать», обещали зарезать. Мне было всё равно, убьют они меня или покалечат, но когда угрозы перешли на моих близких, то стало страшно. Пришлось рассказать отцу.

Папа принял решение спрятать меня в реабилитационном центре, заодно чтобы мне здесь «вправили мозги», пока он не разрулит сложившуюся ситуацию. Как итог — с бандитами разобрались, а вот выходить из центра я пока не собираюсь. Полгода – это очень маленький срок для наркомана. Ещё иногда снится, как «закидываюсь колёсами», но тяги к употреблению нет, и это уже большой успех.

В реабилитационном центре помогают не только психологи, но даже священники. Программа восстановления, которую прохожу, называется «Возвращение». Действительно, я возвращаюсь с каждым днём и становлюсь всё больше похожим на настоящего человека.

Самая радостная новость – папа с мамой встречаются. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Родительские собрания, которые проходят в офисе реабилитационного центра, действительно сближают».

Как на войне

В последние десятилетия наркомания охватила практически все развитые страны. Эта проблема широко освещается, создаются фонды помощи, появляются новые правовые документы. Мир приспосабливается к новым условиям жизни, когда смерть и скорби постоянно находятся рядом с нами. Все как на войне, но на войне особой, когда часто собственным равнодушием и безответственностью мы сами помогаем нашему врагу. Никто из нас не застрахован от того, что следующей жертвой этого зла не станет наша семья или кто-либо из близких.

— Основная причина того, что наши современники стремятся оказаться в иллюзорном царстве алкоголя и наркотиков, – духовное опустошение, потеря смысла жизни, смещение нравственных ориентиров, — говорит протоиерей Георгий СХИРТЛАДЗЕ. — Наркомания и алкоголизм являются проявлением духовной болезни не только отдельных людей, но и всего общества. Это плата за идеологию потребительства, за низвержение истинных идеалов и утрату духовности.

Церковь не отрицает необходимости медицинского вмешательства на острой стадии наркомании, но особое внимание уделяет профилактике и реабилитации, что в большей мере эффективно тогда, когда больные активно включаются в церковную жизнь. Они должны осмыслить собственное положение, понять, что они на пути к гибели. Тут особо сильной должна быть вера. Если нет веры, человек теряет путь и погибает. Но нахождение в почти безвыходном положении позволяет проявиться возможностям человека. При выходе из тупика человек начинает другой жизненный путь, как бы восстает из мертвых.  

«Они нуждаются в любви»

К вашему близкому пришла беда. Вы в отчаянии… Что делать? Обязательно поведать об этом Господу, Матери Божией, вашему ангелу-хранителю, святому, чье имя носите. Они выслушают и поймут. Попросите у них сочувствия и содействия. Молитва и Божие слово – главное оружие против этого беспощадного врага. Вы должны взять себя в руки и сохранять способность спокойного рассуждения. Не должны позволять себе осуждать человека, ставшего жертвой страшной болезни. Ему и так очень тяжело, он потерял голову, пал. Он сейчас больше всего нуждается в вашем сочувствии, теплоте сердца. Не спешите выносить смертный приговор ни ему, ни себе. Жизнь не закончилась.

— Часто люди вспоминают о церкви в последнюю очередь, словно что-то сдерживает их от того, чтобы раскрыть свое сердце перед духовником, — продолжает протоиерей. —  Необходимо в корне изменить это отношение. Все очень просто — в любом православном храме каждый священнослужитель примет вас, внимательно выслушает и поймет вашу боль, даст действенные духовные наставления. Главное – решиться и сделать этот обязательный шаг.

А еще помните: помощь близкому начинается с познания самого себя. Митрополит Антоний СУРОЖСКИЙ пишет: «Первое, чему мы должны научиться, – это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли – иногда так мучительно – принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста… И проходим мимо и того случая, и того человека, которого нам послал Господь, чтобы нас исцелить, чтобы мы смирением вошли в Царство Божие, понесли бы последствия нашей греховности с терпением и готовностью все… принять от руки Божией».

Мы должны постараться понять зависящего от наркотиков близкого человека, помочь ему в достижении пути к спасению и по мере сил пройти часть этой дороги вместе с ним. Но вступление на этот путь возможно лишь с содействия Того, Кто сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь».

 

Дословно

«Помогать нужно всесторонне»

Благочинный Батайского округа иерей Анатолий ПРОСИЧЕНКО:

— У меня был опыт работы с наркоманами. В 2016 году я служил дьяконом в Ростове-на-Дону в Сретенском храме, и неподалеку от храма располагалась организация «Ростов без наркотиков». Там в арендованном частном доме в закрытых условиях проживали наркозависимые ребята. По благословению настоятеля я как его помощник занимался духовным окормлением этих людей. Это длилось около полугода, подопечные мои были из разных социальных слоев, молодые и в возрасте, в разной степени зависимые. Встречались такие, которые в результате непрерывного наркотического дурмана теряли дар речи, то есть просто мычали. В общем, было сложно.

Что касается того, можно ли помочь наркоману только молитвами и духовным трудом, здесь тоже все непросто. Есть же несколько стадий зависимости, разные характеры, отсутствие или наличие силы воли. Однако мое личное мнение: в любом случае человек, имеющий желание исцелиться, уже делает громадный шаг к выздоровлению. И ему, конечно же, нужна помощь – и медицинская, и духовная. Подчеркну, медицинская помощь нужна на любой стадии наркозависимости, и церковь никогда не говорила, что нельзя или не надо лечиться у врачей. Но помогать нужно всесторонне – как говорится, и словом, и делом. Однако, я считаю, человеку, не стремящемуся выздороветь, помочь не сможет никто – ни врач, ни священник.

 

Ульяна АНДРЕЕВА по информации «Ростов без наркотиков», Православие.ру, фото из открытых источников