Подорожает проезд между Батайском и Ростовом

Новости в Батайске
13

Перевозчик АТП-1 называет это жизненной необходимостью и обосновывает увеличение стоимости.

С 1 октября АТП-1 вынуждено поднять оплату за проезд на межмуниципальных маршрутах. Тариф вырастет на 5 рублей, что значительно ниже экономически обоснованной цены.

35 рублей

С 1 октября батайчан ждет не очень приятная, но ожидаемая новость – подорожает проезд в автобусах. Однако есть и хорошее известие: стоимость билета поднимется только на межмуниципальных маршрутах, а по городу останется прежней.

Билет до Ростова будет стоить 35 рублей – именно такая сумма фигурирует в запросе, отправленном на утверждение в тарифную службу. Повышение проезда затронет маршруты, связывающие Батайск с Ростовом: №№ 202, 203, 204, 205, 211, 213, 214. Что касается стоимости проездных талонов, то она тоже поднимется, но незначительно – экономисты сейчас готовят расчеты.

Напомним, сейчас пассажиры платят за проезд по Батайску 24 рубля, до Ростова – 30 рублей. Стоимость проездного талона до Ростова в сентябре составила 1300 рублей для школьников, студентов и 1500 рублей — для остальных категорий.

Стоимость проезда на этом уровне сохраняется уже год (ныне действующие тарифы установлены с 1 октября 2020 года). А ранее подорожание происходило в августе 2019 года, когда билет до Ростова вместо 24 стал стоить 26 рублей. Таким образом, корректировать тариф в нынешних условиях приходится ежегодно, и вот по каким причинам.

Падение пассажиропотока

За календарный год происходит ряд событий, как в целом в экономике страны, так и в частности в деятельности основного батайского перевозчика, которые не позволяют дальше удерживать прежнюю стоимость проезда. Мы встретились с заместителем руководителя АТП-1 Еленой Гнутовой, и она подробно рассказала, почему так происходит.

Во-первых, существенно упал пассажиропоток. В допандемийные времена АТП-1 перевозило 30-35 тысяч человек в день. После того как в апреле 2020 года в стране были введены жесткие карантинные меры, объемы перевозок резко сократились. Практически все прошлое лето автотранспортные предприятия работали с огромными убытками, даже несмотря на то, что было сокращено количество автобусов на маршрутах.

Спустя полтора года ситуация несколько стабилизировалась, однако показатели так и не вернулись на прежний уровень. Сейчас батайское АТП-1 перевозит в день 23-25 тысяч человек, то есть общее падение составило около 30% от прежнего объема. А это снижение прибыли.

Инфляция и обновление автопарка

Во-вторых, за последние полтора-два года цены выросли буквально на все, что является важным тарифообразующим фактором в пассажирских перевозках. Это дизельное топливо, горюче-смазочные материалы, запчасти. Автобусы нужно ежедневно мыть, заправлять, ремонтировать, проводить плановое техобслуживание — это большие расходы.

В-третьих, с 2019 по 2021 годы АТП-1 планомерно проводило политику обновления автопарка. Материальная база предприятия обновилась более чем на 50%. Это значит, что свыше половины батайских автобусов теперь новые и комфортабельные.

В частности, закуплено 16 автобусов марки «КАВЗ» (большой вместимости). Они работают на разных маршрутах. Кроме того, в автопарке появились 19 автобусов «ПАЗ» малой вместимости (из них 13 закуплено в 2021 году).

Таким образом, пассажиров обслуживают 35 современных новых машин. Всего же в автопарке предприятия их около 70. Дальнейшее обновление материально-технической базы стоит в плане задач АТП на текущий и будущий год. Однако в нынешних экономических условиях эта цель оказывается под большим вопросом, если продолжать сохранять старые тарифы на проезд.

Экономия или комфорт?

Закупку новых автобусов АТП просто не потянет, что в свою очередь чревато недовольством пассажиров, которые предъявляют повышенные требования к качеству перевозок. Людям хочется ездить в комфортных условиях, а не на старых, изживших себя автобусах. В итоге перевозчик оказывается перед непростым выбором: повышать стоимость проезда и обновлять автопарк либо заморозить стоимость и работать на автохламе.

К сожалению, в любом случае недовольства пассажиров не избежать, поэтому приходится все-таки ежегодно принимать непопулярное решение, балансируя на грани интересов всех участников процесса. АТП нужно выживать в сложных экономических условиях, при этом пытаться обеспечить достойный уровень перевозок и регулярное обновление парка.

Кстати, что касается экономически обоснованного тарифа, то на сегодняшний день он составляет 50 рублей 13 копеек – именно такой является себестоимость поездки между Батайском и Ростовом. Так что повышение до 35 рублей – это не самый худший сценарий из всех возможных в нынешних условиях.

Нетрудно посчитать, как именно скажется удорожание поездки на 5 рублей на расходах пассажиров. До Ростова и обратно – это плюс 10 рублей. Умножаем на 30 дней и получаем сумму 300 рублей. Именно на столько вырастут ежемесячные расхода пассажира на проезд.

При этом не забываем, что по Батайску тариф останется прежним – 24 рубля. А значит, многих пассажиров повышение стоимости не коснется. Ну а для тех, кого оно все-таки затронет, не должно стать неподъемным.

Юлия БАНИШЕВСКАЯ, фото автора