О второй смене, странных учебниках и других школьных сюрпризах рассуждает батайчанка.
Эти записки в редакцию принесла читательница «Вперёд», мама двух учеников 4-го и 6-го классов одной из батайских школ. Происходящее настолько типично, что нет смысла называть конкретное образовательное учреждение. В этом дневнике – переживания и трудности многих родителей. Не претендуя на глубокий анализ, батайчанка записывала свои наблюдения и решила ими поделиться. Нам они показались достойными внимания и любопытными для размышления.
Вторая смена
В Батайске каких только памятников нет. Предлагаю добавить еще один – тому, кто ликвидирует вторую смену. Из четырех лет в начальной школе сын учился в первую смену только дважды – в первом и третьем классе. А второй и четвертый классы стали для всей семьи испытанием.
Уроки начинаются в 13.00. В это время дома никого, кроме ребенка, нет. Он сам собирается, зачастую кое-как. Не взял спортивную форму – двойка по физкультуре. Нет кисточек и красок – два по рисованию. Забыл переписать домашку на чистовик – два по математике.
До школы идти через оживленную дорогу, светофора нет, водители пропускают пешеходов неохотно. Сидишь на работе, а все мысли там. Однажды с телефона сына позвонила незнакомая женщина, и мое сердце упало в пятки – думала, беда. К счастью, всего лишь потерял мобильный.
Но самое ужасное во второй смене даже не это. А то, что вечером после пяти уроков приходится делать еще и домашку. Утром не вариант – взрослым надо на работу, и проверить будет некому. Так что приходится, борясь с усталостью и зевотой, грызть гранит науки. На качестве знаний это тоже сказывается: замечено, что в первую смену успеваемость у нас была лучше.
За обе щеки
Но есть и приятные бонусы от второй смены – бесплатные школьные обеды. По утрам ученикам начальных классов дают завтраки, и это еда на любителя. Часто детям предлагают кашу, которую многие еще с садика не любят. В итоге на завтраках большинство одноклассников сына ели только бутерброд и чай, остальное шло на выброс. А вот когда началась вторая смена, им наконец-то стали давать полноценный обед: первое, второе и компот.
С дочкой в шестом классе сложнее – старшеклассников бесплатно не кормят. Правда, есть льготники из малоимущих и многодетных семей — такие ученики питаются за счет государства. Сверстники называют их бесплатниками. Как-то у нас зашла речь о том, чтобы оформить статус малоимущей семьи. Тогда и путевку в лагерь можно получить, и школьное питание. Но дочка наотрез отказалась. Мол, стыдно. И с тех пор носит перекус из дома, а некоторые ее одноклассники вообще в школе не едят.
Цифра вместо числа
Одно из главных потрясений для нее в средней школе – не все учителя «рисуют» оценки. В началке ты привыкаешь, что Марьиванна обычно ставит «хорошо» и «отлично». А вот с пятого класса приходится сначала завоевывать авторитет, причем сразу у десятка учителей.
Сколько было переживаний, когда новая математичка влепила дочке четверку только за то, что при разборе уравнения та использовала слово «цифра» вместо «число»! А сколько было возмущений в родительском чате, после того как учитель обозвала детей «бездарями» и «тупицами», поставив в пример другой класс!
Дети, правда, ответили ей по-своему, как могли. На следующем уроке в этого учителя случайно (или не совсем) полетел карандаш. Скандал был такой, что родителей вызвали к директору! И это не единственное, что «старшаки» вытворяют в школе.
Сегодня считается нормой ходить по кабинету и есть во время урока, перебивать учителя, без разрешения выходить из кабинета. В шестом классе курят электронные сигареты, бранятся трехэтажным матом.
Кому я там предлагала поставить памятник? Рядом пусть поставят педагогам, которые пока не сбежали из школы. А учительский корпус стремительно стареет. Физкультуру вела женщина, которая учила еще моего мужа. Англичанке глубоко за 70, иногда она путала слова и давала детям неправильный перевод. Учителю математики без малого 80. Дети ее обожают, но здоровье уже не то, что прежде. На место старой гвардии приходят вчерашние выпускники педколледжа, которые пишут в родительских чатах с ошибками…
Пытка Жуковским
Отдельный разговор об учебниках. Кто бы мог подумать, что такой легкий предмет, как чтение в 4 классе, может довести до белого каления? Учебник составлен автором Наталией Чураковой. Спасибо ей за нескучные домашние вечера и плотное общение с ребенком! Вместо того чтобы валяться на диване перед телевизором, приходится буквально дословно разбирать предложенные стихотворения.
Один из «хитов» октября – отрывок из сочинения поэта Василия Жуковского «Славянка». Шесть четверостиший пестрят устаревшими, специфичными и малоупотребимыми словами: овин, клубяся, бразды, нива, ток, дол, брег, сени… Сложно представить, как в современной жизни это может пригодиться. Но пришлось каждую строку (!) переводить, чтобы ребенок понял, о чем хотел сказать автор. И в конце стихотворения, как вишенка на торте, вопрос от составителя учебника: трудно ли было читать текст стихотворения? Интересно, дергающийся от нервного тика глаз у мамы считается трудностью?
Пять океанов
Окружающий мир приносит свои сюрпризы. Из учебника для третьеклассников авторов Федотовой и Трафимовой я вдруг выясняю, что на планете существует пять океанов. Простите, в какой именно момент моей 40-летней жизни добавился еще один? Пока я была в декретном отпуске? В советской школе в конце 80-х нас учили, что на земле всего четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Оказалось, это устаревшие сведения, и я «прохлопала» появление еще одного – Южного. В 2000 году в отдельный океан выделили воды, омывающие Антарктиду. Вот так мама с «просроченными знаниями» едва не довела ребенка до двойки.
Еще одно открытие сделано насчет пингвинов. В письменном тесте у детей спросили, где обитают эти животные. И (о ужас!) среди вариантов не было Антарктиды… Правильный ответ – Австралия, родина кенгуру. Страшно даже представить, что именно будет в учебниках истории. Доживем – увидим…
Юлия БАНИШЕВСКАЯ, фото читателей