8 июня в России отметили День социального работника. Чтобы узнать тонкости профессии, мы обратились в центр социального обслуживания, сотрудники которого являются поддержкой и опорой для многих батайчан.
Соцработник, как родной
Это учреждение работает в нашем городе более 25 лет. Оно предоставляет широкий спектр услуг в зависимости от состояния здоровья и возможности граждан к самообслуживанию. Сейчас в ЦСО функционируют шесть отделений, которые взаимодействуют с населением на дому. Всего 95 социальных работников активно уделяют внимание сразу 1080 подопечным. Все сотрудники – люди с большим и добрым сердцем, отзывчивые, ответственные и искренне любящие свое дело. А это дело непростое, ведь с каждым нужно наладить контакт, выстроить доверительные отношения, быть тактичными и выдержанными. Для многих одиноких людей соцработник становится самым близким, родным и дорогим человеком.
Династия Поповых-Крапивко
Наталья Крапивка, заведующая специализированным отделением социально-медицинского обслуживания, трудится в ЦСО с 1998 года. Она пошла по стопам своей матери Валентины Поповой, которая проработала социальным работником с 1998 по 2019 годы. По словам Натальи Валентиновны, не каждый человек может занять эту должность, так как ежедневно приходится сталкиваться с особой категорией населения. А для этого нужно призвание.
Сейчас семейную традицию продолжает уже дочь Натальи – Любовь Дедикова. Она работает в учреждении с 2004 года и на данный момент является заведующей отделением социального обслуживания №3. Любовь с подросткового возраста активно помогает пожилым людям.
— Работа очень непростая, мы предоставляем широкий перечень социальных услуг. Помогаем по дому, доставляем продукты и лекарства, оказываем медицинскую помощь, а иногда и психологическую поддержку. Все люди разные, и к каждому нужно суметь найти свой подход. Ведь кто-то доброжелательный, открытый, активный, а кто-то, напротив, в силу своей болезни или характера замкнутый и неприветливый. Если с одной бабушкой можно пошутить, то с другой могут быть только деловые отношения. Но мы на них не в обиде, так как у каждого свой жизненный опыт, они пережили разные ситуации, — поделилась Наталья Валентиновна.
Еще она рассказала, что многие пожилые люди относятся к сотрудникам ЦСО изначально с опаской, переживая за свое имущество. Тогда им объясняют, что соцработники пришли не из частной организации, а из муниципального учреждения.
Они очень часто сталкиваются и с тем, что родственники стесняются перекладывать заботу по уходу за своими родителями, нуждающимися в помощи, на посторонних людей или организации, то есть передать выполнение услуг по уходу за своими родными на профессионалов, думая о том, что их это обязанность. В результате обращаются за помощью в последний момент, когда понимают, что своими силами не справляются. По мнению Натальи, в Батайске такой менталитет, а например, в Петербурге, к патронажу люди относятся проще — как к бытовому сервису.
— У нас есть бабушка, которая с 1994 года находится на обслуживании. Она очень довольна и рада, что за ней организован уход и она не одинока. В предоставляемых ей услугах есть и сопровождение, и прогулки, и оплата коммунальных услуг. А когда человек живет один, то это еще и элементарное общение. Кроме того, наши девочки постоянно наблюдают за состоянием здоровья, корректируют питание, меряют давление. И независимо, медик ты или соцработник, если с человеком каждый день видишься, то уже знаешь его особенности. И тогда можно много чего предотвратить — тот же инсульт или инфаркт. Рассказать обо всем невозможно. Наша поддержка складывается из мелочей, и в результате получается объемная работа, — отметила заведующая специализированным отделением социально-медицинского обслуживания Наталья КРАПИВКА.
Также она сообщила, что в ЦСО приходили трудоустраиваться и молодые специалисты с высшим образованием. Однако задерживались недолго: либо не были внутренне готовы к работе, либо не имели опыта работы с людьми или же просто не выдерживали.
— Здесь нужно обладать большим терпением, быть толерантным и уметь сопереживать. Ведь многие наши подопечные требуют повышенного внимания и большой отдачи, — объяснила Наталья.
К слову, 31 мая в адрес ЦСО поступило благодарственное письмо, в котором сын получателя социальных услуг Ю.А. Кружилиной выразил искреннюю благодарность сотрудникам центра за помощь по уходу за пожилой мамой после перенесенного ею инсульта.
Династия Матовниковых-Волощенко
Также нам удалось пообщаться с представительницей еще одной династии ЦСО. А их, к слову, в учреждении не мало. Елена Матовникова, соцработник и председатель профсоюзного комитета, работает в центре с 2009 года. А ее старшая сестра Татьяна Волощенко, заведующая хозяйством центра, — с 2002-го. Сестры пошли по стопам своей матери Валентины Волощенко, которая проработала в учреждении с 1994 по 2016 годы. Дочери начали помогать ей еще с подросткового возраста.
— Помню, раньше, когда газа не было, приходилось дрова и уголь возить на санках. А в некоторых домах даже воды не было — тогда и ведра сами носили. Но, несмотря на то, что было тяжело, все равно было очень интересно. Ведь у каждой бабушки своя судьба, расскажет все от и до. Да и мы тоже где подскажем, где поможем. Сейчас же все дети, родственники пожилых людей, заняты своей работой. Не успевают помогать, но помогать-то надо! А мы всегда рядом и придём на помощь,- поделилась Елена Анатольевна.
По ее словам, самое сложное — это психологический момент. Ведь всех нужно выслушивать, суметь мотивировать, заставить не думать о болезнях. Больше всего в опеке нуждаются одинокие люди. Им особенно тяжело пришлось во время пандемии.
В это непростое время центр был на передовой, активно помогал пожилым людям совместно с администрацией города и волонтерами по их обращениям на горячую линию. И тем, кому была необходима помощь при покупке и доставке продуктов питания, хозяйственных товаров, рецептов, оплате коммунальных платежей, она была оказана, так как пожилые батайчане либо не могли выйти на улицу, либо опасались за свое здоровье. В это же время центр принял участие во всероссийской акции «Мы вместе» по доставке продовольственных пайков малоимущим. И каждый сотрудник считал своим долгом помочь пожилым людям.
Главное — тёплое отношение
Работники ЦСО и их подопечные, как одна большая семья, немало различных мероприятий проводят вместе. Нередко перезваниваются, чтобы поделиться своими горестями и радостями.
— Центр постоянно развивается, перечень оказываемых услуг увеличивается в зависимости от потребностей получателей и использует инновационные формы обслуживания такие, как «Социальное такси», пункт проката ТСР, группа здоровья «Скандинавская ходьба». А также хочется отметить, что на базе центра организованы два музыкально-творческих коллектива «Времена года» из сотрудников учреждения и «Гармония» из получателей социальных услуг. Но какие бы инновационные формы ни внедрялись, основным призванием всегда остается оказание помощи нуждающимся пожилым людям на дому. Главной задачей является стимулирование активного долголетия пенсионеров и их социализация. Теплое отношение к людям, оказание моральной поддержки, реализация всевозможных потребностей, увеличение интереса и доверия со стороны населения – вот наши основные цели, — подытожил Роман РЯБКО, директор ЦСО.