Кто завершит памятник? В Батайске планируется установить бюст Герою Социалистического труда Петру Руденко

Новости в Батайске
8

После выхода в газете от 20 января статьи об инициативе установки бюстов Героям Социалистического труда Петру Колесникову и Владимиру Афанасьеву, мы получили неожиданный отклик. В редакцию обратилась дочь известного батайчанина Петра Руденко, который скончался в 2019 году на 92-м году жизни. Лариса Назарова решила напомнить о своем отце и о том, что бюст ему также не был установлен.

История вопроса

Имя Петра Алексеевича Руденко знакомо очень многим жителям города. Поэтому нам показалось странным, что бюста на Аллее героев ему нет – вопрос этот обсуждался и был на слуху.

Как рассказала директор городского музея истории Людмила Забурдяева, после смерти Руденко, в город приезжал скульптор Анатолий Скнарин. Вместе с супругой он делал замеры, обсудили место, где лучше установить бюст.

Но 22 декабря 2020 года Анатолия Скнарина не стало. И на данный момент, как выяснилось, Людмила Забурдяева не располагает информацией об установке памятника.

Тем не менее, нам удалось выяснить, на каком этапе это важное дело, поговорив с Петром Фастовым, экс-председателем городской думы, который оказался в курсе вопроса.

Пётр Васильевич рассказал, что группа активистов, родственников, депутатов, бывших коллег, друзей и тех, кто знал Петра Алексеевича, после его смерти начала сбор средств для установки бюста. Цена вопроса была около 600–700 тысяч рублей. Часть денег удалось собрать.

Скульптор выполнил бюст в глине, затем его отвезли в мастерскую, чтобы отлить в бронзе. Но тут случилось непредвиденное – болезнь и смерть. Так что пока процесс остановился. Но есть вероятность, что сын Анатолия Скнарина продолжит работу отца.

Груз войны

Когда дело дойдет до своего логического завершения, пока неизвестно. Но мы хотим напомнить жителям о яркой личности в истории Батайска.

Петр Руденко родился 18 февраля 1928 года. Жил на улице Ворошилова. Успел окончить 7 классов. В 1943 году, сразу после освобождения Батайска, 15-летний парень устраивается учеником слесаря по ремонту паровозов, в этом же году ему поручают должности кочегара и помощника машиниста.

— Мне было 15 лет, когда я пришел в депо. Тогда умер отец, поэтому вопросов о работе даже не возникло. Я успевал учиться, взрослым помогать, а уж стоять за штурвалом паровоза для меня было пределом мечтаний и гордости. Мы были худые, голодные, перемазанные углем, одеты неизвестно во что. За смену кидали от 8 до 10 тонн угля. В то время нам казалось, что все заботы по плечу, что мы самые сильные!- вспоминал несколько лет назад Петр Алексеевич.

Затем он стал помощником машиниста, ему приходилось много разъезжать по области. Вспоминает, что даже после освобождения города бомбежки не прекращались. Поездка под градом бомб была обычным делом. Затем разбирали завалы, чистили канавы, восстанавливали постройки. А налеты совершали часто, делая упор именно на железную дорогу.

Победу в Великой Отечественной встретил вместе с мамой.

19-летний машинист

В 1947 году Петр Руденко уже был опытным помощником машиниста, его направили учиться в дорожную школу машинистов. Оттуда он вернулся в депо Батайска, долгое время был самым младшим машинистом. Одним из первых батайчанин получил права на управление тепловозом и электровозом. Ему доверяли водить и сложные составы, когда время передвижения отслеживалось специальными «органами» буквально по секундам.

Обкатку новых локомотивов доверяли тоже ему. Именно Петру Руденко принадлежит инициатива вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. Ему приходилось буквально с боем продвигать это новшество. Противники идеи приводили самые разные аргументы: локомотивы изнашиваются, пути чаще нужно ремонтировать. Однако выхода не было, ведь все станции забивались грузами, а поезда стояли на рельсах практически впритык друг к другу.

За все время работы на железной дороге Петр Алексеевич удостоен знака «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».

После выхода на пенсию в 1983 году Петр Руденко не оставил рабочего места, продолжил водить поезда. Был членом бюро горкома и обкома партии, депутатом городского совета народных депутатов, делегатом 25-го съезда КПСС.

Его не стало 1 октября 2019 года. На следующий день состоялся прощальный митинг, на который пришли проститься сотрудники заводов, члены общественных организаций, родственники и конечно же многочисленные жители, знавшие и уважавшие знаменитого батайского железнодорожника.

Тогда добрые слова сказали глава города – председатель Думы Валерий Симоненко, председатель совета ветеранов Батайска Степан Плахов, Почетный гражданин Батайска Лев Минц, председатель совета ветеранов локомотивного депо Батайска Василий Кенда, действующее руководство СКЖД.

Награды и достижения Петра Руденко

1945 г. – «Грамота трудовой славы» за выполнение обязательств Сталину

1947 г.– знак «Отличный паровозник»

1965 г. – знак «Почетный железнодорожник»

1972 г. – орден «Знак Почёта» по итогам работы 8-й пятилетки

1976 г. — орден Ленина, избран делегатом 25-го съезда КПСС

1982 г. – звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина

1988 г. – звание «Почётный гражданин города Батайска»

2003 г. – звание «Почётный работник Северо-Кавказской железной дороги»

и многие другие благодарности и памятные знаки.

Юлия Дорошенко