Батайчанка посвятила себя особенным дочкам-близнецам, которым уже по 30 лет

Новости в Батайске
56

Мы продолжаем цикл публикаций о семьях, в которых воспитывают особенных детей и окружают заботой и любовью инвалидов детства. О том, как они живут, с какими проблемами сталкиваются и как их решают, рассказала Татьяна Молчанова.

Быстрые роды

Малышки появились на свет в 1990 году. Совсем крохотные девочки весили всего 2 и 2,2 кило. Роды были стремительными, и новорожденных матери не приносили на кормление. Как выяснилось, первая ночь была для них критической. После нее стало ясно, что они будут жить. Но у одной не было сосательного рефлекса, у второй – еще и глотательного, поэтому кормили их через зонд.

Сразу после роддома малышек перевели в 20-ю больницу Ростова, где их выхаживали еще две недели. Затем маму с близняшками выписали домой, к ним периодически приходил педиатр.

К слову, на тот момент у Татьяны был уже старший сын, поэтому она замечала, что девочки отстают в развитии. Но, по ее словам, педиатр успокаивала, что это нормально, так как они родились раньше срока с маленьким весом. Да и среди окружения батайчанки не было никого, кто столкнулся бы с подобными проблемами и подсказал, что делать. Но когда в год малышки могли только сидеть и не научились становиться на ноги, мама начала возить их по больницам Ростова. И понеслось: массажи с электрофорезом, уколы, другая реабилитация.

И только тогда матери сказали, что все это нужно было делать в первые месяцы жизни, а после родов сразу бы положить малышек под кислород… Однако тогда, как вспоминает батайчанка, девочек просто оставили одних в отдельной комнате на железной кровати.

– Смотрели – умрут или выживут…– до сих пор уверена Татьяна Валерьевна.


Во имя детей

Диагноз ДЦП сразу двум дочерям полностью перевернул жизнь женщины. Ей пришлось на долгие годы оставить работу бухгалтером. Татьяна Валерьевна боролась за здоровье девочек. Они не смогли в полной мере развить все навыки, но малышки ходили, хотя и падали при этом — ноги заплетались. К слову, с этой проблемой Тане и Ане очень помогли в Петербурге, куда они дважды ездили на реабилитацию.

Из-за моторной алалии — системного недоразвития экспрессивной речи, вызванного поражением речевых зон коры головного мозга, — малышки полностью не освоили обычные слова, но общаются между собой на созданном ими языке. Они понимают друг друга, и мама так же разговаривает с ними. Читать она их учила по-особенному: к каждому предмету приклеивала его название.

Когда малышки подросли, то пошли в обычный детский сад №16 — тогда в городе не было специальных учреждений и групп. И общительные девочки смогли там адаптироваться. Затем – учеба в коррекционном классе школы №2, который как раз открылся в то время. Там они закончили 9 классов. А потом – несколько лет обучения в специализированной школе №8 Авиагородка. К сожалению, проработала она всего несколько лет. Для родителей особенных детей это заведение было очень важным и необходимым, потому что детьми там действительно занимались. А тут, когда школу №8 закрыли, Таня, Аня и многие другие особенные дети остались не у дел. Они привыкли быть социализированными, общаться со сверстниками и взрослыми. В итоге засели дома в четырех стенах, а в воздухе повис вопрос: а что же дальше?

Все эти годы, впрочем, как и сейчас, мать постоянно привязана к дочерям. Их нужно подготовить, отвести на занятия, а после забрать. В общем, вся жизнь Татьяны Валерьевны вращалась вокруг них. При этом домашние дела, такие как закупка продуктов, стирка, уборка, глажка и так далее, никто не отменял. Конечно, помогали и помогают близкие и родные: старший сын, бабушки, дедушки, соседи, друзья.

Сильные духом

– Для таких, как мы, в городе не было ничего. Только центр «Выбор». Мы пробовали туда ходить, но дело не пошло. Кроме того, он ориентирован на детей, а нашим в тот момент было 17-18 лет, – рассказывает Татьяна Валерьевна.

И тогда она вместе с единомышленниками стала думать, как помочь их уже взрослым детям, которые всегда будут особенными. Родители обратились к директору ДК железнодорожников Наталье Толкачевой, которая пошла навстречу и выделила помещение для проведения занятий. На призыв откликнулись некоторые педагоги, которые работали раньше в школе №8. Одна из них, Татьяна Николаевна Письменская, возглавила единственный в Ростовской области клуб для взрослых людей с ограниченными возможностями, который назвали «Сильные духом».  

По прошествии нескольких лет клуб разросся. И сейчас здесь люди с ограниченными возможностями занимаются рукоделием, шахматами и шашками, хореографией, лечебной физкультурой, участвуют в работе музыкального ансамбля «Душечка» и театрального кружка.

Таня и Аня не пропускают ни одного занятия, с увлечением мастерят поделки, которыми дома украшена вся стена, участвуют в постановках, несмотря на проблемы с речью. Здесь каждому подбирают роль по силам.

После занятий девочки рассказывают маме на своем языке, как все прошло, про друзей, про поделки. И эти занятия – бесценный опыт, которым руководитель клуба делилась даже с областными организациями, но пока последователей нет.


Своя ноша

Близнецы разные по характеру. Аня чуть поспокойнее, с ней, как рассказывает мама, можно договориться. А Татьяна — командир. И делать надо только так, как она сказала. Но, хотя им уже по 30 лет, они остаются детьми. Все также ждут подарков от Деда Мороза, нуждаются в помощи мамы — например, так и не освоили процесс завязывания шнурков.

Но жизнь продолжается. Несколько лет назад Татьяна Валерьевна вышла на работу с графиком сутки через четверо. И хотя девочек по-прежнему нельзя оставлять одних, она выкручивается благодаря помощи. Также к ним приходит соцработник. Два раза в год она кладет своих девчонок на обследование.

Главное, что они на ногах, сами себя обслуживают. Недавно начала их отпускать в магазин за хлебом. У них телефон, а я из окна смотрю, как они идут в соседний магазин. Недавно салат помогали делать. Девочки ухаживают за растениями, которые мы сажаем возле дома. У нас все нормально. Я не люблю, когда меня жалеют. Видела у людей ситуации намного сложнее, чем у нас, – подытожила батайчанка, которая всю жизнь посвятила своим детям.

И это ее ноша, ее жизнь, которая не изменится. Аня и Таня так и останутся инвалидами детства. Детьми по своей сути. Но любимыми детьми, которые ведут полноценную жизнь благодаря своей матери и клубу для взрослых инвалидов.

Юлия ДОРОШЕНКО, фото героев материала