Здесь останавливался Петр Первый и прятались казаки от турецких войск
В последнее время Таганрог стал достаточно популярным городом и направлением во внутреннем туризме России. Здесь много исторических зданий, особняков, интересных историко-культурных локаций и в целом сосредоточено немалое культурное наследие.
Старый рыбацкий квартал
Один из маршрутов, который привлекает туристов, связан с Богудонией. Здесь останавливался Петр Первый, прятались казаки от турецких войск и промышляли самой вкусной рыбой на Дону. А сейчас Богудония – популярное среди туристов место. Ведь в старом рыбацком квартале сохранилась особая атмосфера.
Светлана Воронкова, экскурсовод:
«Очень бы хотелось показать именно прелесть Богудонии, которую видели художники, наши кинематографисты, которую мы, жители этих мест – Таганрога, порой не видим, потому что это рядом с нами».
Узкие улочки, расписные заборы и захватывающий вид на Таганрогский залив. Увидеть «Богудонию на волнах музыки» всегда много желающих.
Наталья Судакова, директор туристической компании:
«Здесь мы подумали, что очень интересно будет добавить музыки. Где, как не на берегу моря, в таком аутентичном месте, в рыбацком поселке, под музыку смотреть на закат уходящего солнца, это просто потрясающе. Мы действительно не совсем знаем историю вот таких маленьких улочек в нашем Таганроге. Мы с большим удовольствием все это посмотрели».
«Мне понравилось. Не ожидала даже, что тут есть, я знала, что город исторический, много личностей известных здесь. Но что какая-то Богудония рядом с нами, с Ростовом-на-Дону, еще находится, не знали. Приятно было», — поделилась мнением одна из туристок.
Некоторые даже считают, что Таганрог вполне мог бы стать культурным «южным» Петербургом. Но будучи приморским городом на берегу Азовского моря, Таганрог — это не город — курорт, а скорее промышленный центр «приазовья».
Богудония — район в центральной части Таганрога, ограниченный улицами Шевченко, Никольской балкой и Рыбным переулком и примыкающий к побережью моря.
Когда смотришь на карту района невольно обращаешь названия на улицы с названиями «1-я Надгорная», «Крепость 3-я группа», «3-я Надгорная».
Имя району дали в честь знатного рыбака — отставного поручика царской армии Александра Ивановича Богудону. По крайней мере, так полагают местные историки. Он занимался здесь рыбным промыслом, построил себе дачу, а позже совместно с другими богатыми рыболовами открыл в этом районе рыбоперерабатывающий завод. Ну и памятник Богудону установлен на берегу моря рядом с трущобами района.
Пешком по узким тропинкам
Путь в Богудонию начинается от Свято-Никольской церкви, построенной в честь духовного покровителя моряков, святого Николая. Храм был заложен еще во времена Екатерины Великой, в 1778 году. Сегодня в церкви находятся мощи покровителя Таганрога — Павла Таганрогского. По словам местных экскурсоводов, родившегося в 19 веке и умершего в 1879 году Павла канонизировали и причислили к лику святых в 1999 году.
«Это был старец, блаженный, городской сумасшедший, который жил и вел себя как священник. И церковь, естественно, относилась к нему немного с опасением: не сектант ли он. Но народная любовь к старцу все победила. Когда еще при жизни старец заходил в лавку к купцу, то после него туда сразу же стали приходить покупатели и сметать товар с прилавка. Поэтому они стали его к себе зазывать: к нам, к нам иди. После смерти Павла с пришедшими к нему на могилу людьми, чаще всего с женщинами и детьми, стали происходить «волшебные» происшествия», — рассказывает экскурсовод Альберт Смирнов.
«Сердцем» Богудонии, ее «жизненной артерией» считается так называемый извоз — узкая выложенная камнем дорожка между домиков, вдоль которой натянуты поручни-канаты. Еще в советское время здесь дважды в день, утром и вечером, на двуколке от побережья поднимался улов.
Но попасть вглубь района Богудонии можно только пешком, дорога для автомобилей заканчивается задолго до берега моря и дальше можно перемещаться по улицам только по узеньким тропинкам с канатами вместо перил. Когда — то здесь кипела жизнь, рыбацкие лодки уходили в море и возвращались с сетями полные рыбы. Но сейчас рыбный промысел в этих местах почти сошёл на нет. Хоть на берегу и встречаются лодки, валяются снасти, но рыбачить уже экономически не выгодно.
Жившие здесь целыми поколениями семьи рыбаков постепенно уезжают в другие места. Кто-то добровольно, а кто-то вынужденно.
А история района довольно интересна. Как пишут в разнообразных очерках, в начале XX века в этом районе прятались беглые преступники и те, кто скрывался от властей по каким-то причинам. Легко было затеряться в трущобах рыбацких факторий.
Да и во время войны даже фашисты не очень часто заглядывали в Богудонию. Что из этого правда, а что вымысел даже не знаю, но сейчас о тех временах мало что напоминает, разве, что рыбные снасти и остатки трущоб.
Сегодня на улицах района немноголюдно, а у домов, к которым подходит дорога припаркованы машины местных жителей. В Богудонии живут не только рыбаки, но и настоящая интеллигенция города — врачи, учителя, военные. Такое вот несостоявшееся «гетто».
Хотя есть и гораздо более серьезная и напасть у района, чем дурная слава из прошлого — это море. Оно невозмутимо и напористо отвоёвывает у горожан не только их берег, но и их дома. Особенно на побережье.
Водная стихия
До 70-х годов прошлого века Богудонию от волн Азовского моря защищала волнозащитная многометровая стена, возведенная еще до войны. Но стена не выдержала напора стихии и была разрушена. Теперь море с каждым штормом атакует беззащитные дома. Во время сильных штормов 1997 и 2014 годов из-за поднятия уровня воды в воду смыло несколько домов со всей утварью и вещами, смыло часть дорожек в районе.
Жители пытаются своими силами укреплять бетоном берег, но бороться с природой почти бесполезно. Учёные говорят, что скорость естественного размывания берегов сейчас составляет около 4 метров в год. Пройдет еще 15-20 лет и море отвоюет еще около сотни метров этого старого района, поглотив десятки домов.
С берега и с высоты птичьего полёта Богудония смотрится очень необычно и действительно чем-то напоминает латиноамериканские или африканские районы — трущобы, но это только на первый взгляд.
Да и хорошо видны и разрушения от водной стихии, не говоря уже и о домах на первой линии, которые в любой момент могут сползти в море
А еще в воздухе витает запах рыбы и морских водорослей, но иного и не стоит ожидать в приморском городке, где десятилетием занимались рыбным промыслом.
Богудония — концентрированное выражение старого Таганрога и одновременно – его уходящая натура. Кривые узкие улицы, резко обрывающиеся к морю. Саманно-кирпичные хаты с деревянными ставнями и огромными внутренними дворами. Внешне это почти Стамбул, только с горизонтом из печных труб, а не минаретов, и с другим, совсем игрушечным морем. Это и Дербент, только без крепости и гор в окрестностях.
Или почти Одесса, только вместо живописных дворов тут глухие улочки, где частная жизнь скрыта от посторонних.
Анатолий Ларин