Балет до ста лет. Классической хореографией в Батайске занимаются не только дети, но и взрослые.

Новости в Батайске
12

Лет 20-30 назад, когда еще не было такого количества танцевальных студий, обучаться искусству балета могли лишь дети с исключительными природными данными. Подготовкой по классической хореографии занимались только в крупных городах в государственных образовательных учреждениях. Когда-то даже Ростов не мог похвалиться собственной хореографической школой. Мечтам многих девчонок стать балеринами так и не суждено было сбыться. И вот теперь, спустя столько лет, уже совсем взрослые дамы, мечтавшие в детстве о сцене, приходят в танцевальные школы, чтобы освоить батманы и прыжки.

На пуантах
– Разумеется, наши взрослые ученицы не могут освоить всю балетную программу и танцевать так же, как это делают профессиональные балерины на сцене. Но основным элементам классической хореографии обязательно научатся. Современные школы балета, где принимают всех желающих любого возраста, – это отличная возможность собственными глазами увидеть балетный станок и позаниматься у него под прекрасную классическую музыку, научиться прыжкам, вращениям, сесть на шпагат и хоть в какой-то степени реализовать несбывшуюся детскую мечту. А еще занятия способствуют появлению безупречной королевской осанки, грациозности, обретению стройной подтянутой фигуры. Результаты заметны уже через полгода регулярных тренировок, – считает руководитель батайского филиала школы балета «Lil Ballerine» Мария Сергеевна Бородулина.
Тренировки для детей и взрослых не имеют принципиальных различий. В классическую хореографию входят растяжка и упражнения на коврике, силовые занятия у станка и разучивание базовых танцевальных элементов, прыжков, вращений для подготовки к постановке композиции. Самые усердные и терпеливые ученики могут даже попробовать встать на пуанты. Разумеется, только под чутким контролем педагога.

– Вообще-то пальцевую технику для взрослых мы не используем. Она слишком сложная, требует длительных и непрерывных тренировок – не менее двух-трех лет. Среди хореографов общеизвестно правило: ставить на пуанты можно только хорошо подготовленных детей не младше 11 лет. Это связано с тем, что к этому возрасту стопа достаточно сформировалась и окрепла. Если нашим взрослым воспитанницам уж очень хочется, можно попробовать выучить танец на пуантах, – говорит Мария Бородулина.

По совету врачей
Занятия классической хореографией полезны в любом возрасте. Врачи рекомендуют их детям с диагнозами «сколиоз», «плоскостопие», «косолапость». Полезно посещать тренировки по балету и взрослым, имеющим проблемы с позвоночником, суставами, перенесшим травмы. Главное – заниматься под контролем опытного педагога. Все упражнения необходимо выполнять правильно, иначе вместо положительного эффекта можно, наоборот, нанести здоровью вред.
В зарубежных странах на занятия по классической хореографии по совету медиков ходят люди почтенного возраста. Бабушки и дедушки выполняют комплексы щадящих упражнений, разработанных с учетом всех особенностей организма в такие преклонные годы. В России балет для взрослых тоже находит своих поклонников. Студии используют броские слоганы, типа «Балет от трех до ста лет», демонстрируя тем самым, что готовы взяться за подготовку учеников любого возраста.

– Для того, чтобы занятия балетом приносили не только удовольствие, но и пользу для здоровья, важно все упражнения выполнять в верной технике. Педагог в ручном режиме показывает каждому ученику, как нужно делать тот или иной элемент, поправляет положение рук, ног, головы. Поэтому мы обращаем внимание на количество воспитанников в группе. Их должно быть не более восьми. Это правило действует как для взрослых, так и для детей. Недопустимо, если на площадке одновременно тренируются два десятка человек. Хореограф не сможет полноценно поработать с каждым. Ученики выполняют упражнения, как придется и кто во что горазд, а это опасно травмами, растяжениями, – предупреждает Мария Бородулина.
В батайской студии «Lil Ballerine» взрослые ученицы имеют возможность не только познакомиться с искусством балета, но и выступать. Правда, одна из последних групп, несмотря на достойный уровень подготовки и хорошо поставленный номер, так и не решилась выйти на сцену. Новоиспеченные балерины не побороли застенчивость и волнение перед публикой.

Одна из сотни
Те, кто в детстве мечтали стать балеринами и блистать на сцене, давно выросли, получили образование, начали работать, завели семью и вот теперь, спустя 20-30 лет, приводят своих детей на занятия классической хореографией. Далеко не факт, что хоть одна из этих девочек когда-нибудь выйдет на сцену, но польза от подобных тренировок очевидна.

– Есть такая статистика: из сотни девочек, пришедших на занятия, успешно окончат программу только десять, из которых лишь одна, возможно, продолжит образование по классической хореографии. И далеко не факт, что эта единственная девочка в дальнейшем станет балериной. Она может выбрать, к примеру, специальность педагога-хореографа. В нашей студии нет отбора, мы берем всех желающих. Формируются группы, в зависимости от уровня подготовки. Есть для новичков, где тренируются два раза в неделю по часу. Есть профессиональные. Те, кто хотят выступать и побеждать на конкурсах, много занимаются дополнительно. Мы даем базовую хореографическую подготовку, но этого достаточно, чтобы принимать участие в просмотрах, которые иногда устраивают представители знаменитых учебных заведений, приезжающие к нам в поисках новой Анны Павловой или еще одной Айседоры Дункан. Это, к примеру, Академия русского балета имени Вагановой. Очень редко, но все же случается, что кто-то проходит отбор и в дальнейшем уезжает учиться в Санкт-Петербург, в Москву, – говорит Мария Бородулина.

Чтобы пройти подобный отбор, прежде всего, надо обладать врожденными данными. Хореографы считают, что 90 процентов успеха – именно то, что дано ребенку природой. К сожалению, никакими самыми упорными тренировками этого не изменить.

Приклеенные уши
Первостепенное значение имеет выворотность ног – так называется способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) внутренней стороной наружу, сохраняя при этом правильное положение корпуса. Педагоги оценивают координацию движения, чувство ритма, музыкальность, а также гибкость (в особенности спины), эластичность связок, «прыгучесть». Состояние здоровья ребенка – еще один важный критерий отбора, если речь идет о профессиональном балете. Слабенькие дети изнурительных тренировок не выдержат. Для исполнения балетных постановок надо обладать отличной физической формой, выносливостью и не иметь ни капли лишнего веса.

Обращают внимание и на внешние данные каждого. Недопустимы, к примеру, выпирающие лопатки. Такая особенность на исполнение танцевальных па не влияет, однако будет бросаться в глаза зрителям и портить общее впечатление. А вот торчащие уши, которые раньше могли поставить крест на балетной карьере, сейчас уже не повод для беспокойства, ведь перед выступлением их можно… приклеить.

По наблюдениям Марии Бородулиной, вырастить профессиональную балерину мечтают немногие родители. Видимо, осознавая, какое это тяжелое ремесло, требующее не только таланта, усердия, но и полнейшей самоотдачи. Да и карьера артистов балета недолгая: выступать на сцене они могут 20 лет, солисты и того меньше. После переключаются на преподавательскую деятельность, готовя новые поколения танцоров.

В студию приводят детей, чтобы те занимались, как говорится, «для себя». Свои успехи юные воспитанники могут продемонстрировать на отчетных концертах для мам и пап, а также на городских праздниках в Батайске и Ростове-на-Дону.
Итак, сегодня возраст – занятиям балетом не помеха. Одни тренируются, потому что любят танцевать или хотят подтянуть фигуру, другие, реализуя, таким образом, давнюю детскую мечту. Но как бы там ни было, плюсы классической хореографии налицо. Она способствуют развитию музыкальности, пластичности, царской походке и просто воспитанию чувства прекрасного.

Фото студии «Lil Ballerine»