Мечи куют, как в старину: батайские реконструкторы трудятся над созданием нужного образа, вникая в каждую деталь

Новости в Батайске
22

Умельцы изготавливают оружие и доспехи.

При изготовлении макетов оружия, предметов из кожи и одежды любители военно-исторических реконструкций стараются придерживаться исторической правды даже в мелочах.

В начале августа уже в 17 раз состоялся военно-исторический фестиваль «Осада Азова», посвященный одному из эпизодов героической обороны крепости донскими казаками от армии Османской империи в 1641 году. А в конце месяца в Неклиновском районе провели фестиваль «Бои на южном направлении», приуроченный к 80-й годовщине полного освобождения Ростовской области от фашистских захватчиков. И это – только малая часть подобных событий на Дону. Наши земляки, увлеченные военно-исторической реконструкцией, выезжают и за пределы региона, чтобы взять в руки макет старинного оружия, облачиться в доспехи, кольчугу или гимнастерку и кинуться в сражение.

Топоры из кузницы

Многие реконструкторы сами трудятся над созданием нужного образа. Умельцы куют оружие и доспехи, шьют костюмы. Батайчанин Михаил Пономарев работает над макетами мечей, топоров, ножей, стрел, а еще изготавливает обувь и сумки, точь-в-точь как те, что были распространены на Руси в XIII веке.

При этом нашему земляку важен не только конечный результат. Реконструктор старается и сам процесс изготовления оружия или пошива изделий из кожи сделать максимально историческим. В мастерской Михаила даже горн напоминает старинные образцы металлургических печей. Отличие разве что в том, что воздух нагнетается не с помощью кузнечных мехов, а благодаря электрическому моторчику.

– Есть у меня и полностью аутентичная кузница с мехами, которую мы демонстрируем на военно-исторических фестивалях. На таких праздниках все желающие могут попробовать что-нибудь выковать. Большой физической силы, как многие считают, кузнечное дело не требует. Однако без знаний и сноровки здесь не обойтись. Важно правильно выложить металлические пластины и нагреть их до нужной температуры, умея определять ее на глаз, по цвету пламени. Да, есть современные муфтовые печи, где температура выставляется вручную, но мне интересно работать исключительно по старинным технологиям, – рассказал Михаил Пономарев.

С такими технологиями герой нашей публикации знаком в мельчайших, мало кому известных, деталях. К примеру, с тем, что наши предки не делали клинки для холодного оружия целиком из стали – сплава железа с углеродом. Ведь процесс ее изготовления был слишком трудоемким: в плотно закрывающийся сосуд помещали железо, древесный уголь и даже копыта и рога животных – одним словом, все, что отличалось высоким содержанием углерода. Емкость ставили в печь и нагревали. Так и получали сталь.
Такая сложная технология не позволяла «штамповать» полностью стальные клинки. Чаще всего кузнецы изготавливали оружие из железа с тонкой кромкой из стали.

Первый удар

Заслуживает внимания и то, что многие предметы вооружения древнерусских воинов отличались довольно скромными размерами. К примеру, топор мог весить всего 350 граммов.

– Да, в киношных боях мы видим воинов с массивными многокиллограммовыми мечами. Однако на самом деле кузнецы старались сделать удобное и легкое оружие, которое было бы не сложно всегда носить при себе и не гнуться под его тяжестью. Очень часто в схватке с противником исход поединка решал первый удар. А для этого достаточно было и трехсотграммового топорика. Статьи об этом с фотографиями и эскизами находок есть во многих научных трудах, – пояснил Михаил.

Реконструктор увлечен не только изготовлением макетов холодного оружия. Мастеру интересно и все, что связано с бытом жителей Руси. К примеру, какими ножами пользовались наши предки? Оказывается, такие предметы тоже не отличались внушительными размерами. Длина клинка многих находок – всего четыре-восемь сантиметров.

Цера и писало

– Мне интересно не только, как воевали на Руси, но и как жили в мирное время. Чем, скажем, разжигали огонь? Оказывается, для этого использовали кресало. Когда приезжаю на исторические фестивали, из принципа не пользуюсь мобильником. Но бывают случаи, когда надо что-то записать, скажем, новый знакомый хочет оставить свои контакты. Я пользуюсь церой _ восковой табличкой. В нашем регионе есть умельцы, которые мастерят навощенные дощечки, а стилосы я изготавливаю сам, – улыбается реконструктор.

Стилосы (на Руси их еще называли писало) представляли собой цилиндрические стержни из металла. Один конец, острый, предназначался для процарапывания текста на восковой табличке, другой, в виде лопаточки, служил для того, чтобы стирать написанное.
Карманов в те времена еще не было, потому стилосы, ножики, кресало и другие предметы, необходимые в повседневной жизни, носили в сумках. Их описание (иногда очень скупое) и фотографии Михаил находит в научных трудах, делает эскизы, выкройки и приступает к шитью. Изделия, выполненные умелыми руками батайчанина, украшены оригинальными вышивками. И все это делается вручную, без использования швейной машинки!

Никакой синтетики

– Меня часто просят пошить сумку, в которой было бы удобно носить телефон. Но я не соглашаюсь, ведь это означало бы пойти против исторической истины. Для меня важна каждая мелочь. К примеру, я использую только льняные или конопляные нитки, как это делали наши предки. Посмотрите, вот эти кожаные ботинки мне не раз приходилось чинить, ведь натуральные нити со временем истлевают, и между швами начинает проступать влага. Однако применять современные синтетические материалы для меня неприемлемо, – подчеркивает любитель военно-исторических реконструкций.

Изготовление фонарей «под старину» – еще одно направление в деятельности реконструктора. Светильники представляют собой абажур из так называемой пергаментной кожи (ее умелец выделывает сам), под который помещается свеча.

Семейное хобби

Увлечение историей разделяет и супруга Михаила, с которой энтузиаст познакомился во время одного из фестивалей. Кристина, работающая парикмахером, в свободное время шьет исторические костюмы – также, как и муж, без швейной машинки и с использованием только натуральных тканей и ниток.
На военно-исторические праздники супруги берут и сына, пятилетнего Арсения. Впервые он попал на реконструкцию Азовского осадного сидения трехлетним малышом. Разумеется, в самую гущу событий, где палят пушки и звенит сталь, ребенка никто не пускает. Вместе с мамой он сидит где-нибудь в тени деревьев, подальше от шума битвы, в компании таких же юных реконструкторов и их мам. При этом Арсений, Кристинина, как и другие участники, одеты в соответствии с исторической правдой. Даже воду батайчане берут не в современном пластике, а в сосудах, похожих на те, что были распространены на Дону в XVII веке.

Такое внимание к деталям при создании старинных образов позволяет достичь максимального погружения в давно ушедшие эпохи.

«Есть фестивали, на которых ты словно чувствуешь себя героем прошлых веков, – говорит Михаил Пономарев. – Огромное впечатление на нас производят реконструкции в Подмосковье, где специально построен целый средневековый город без единого гвоздя. В аутентичной таверне подаются только исторические блюда, а во время дождей промокают обувь и одежда. Комфорта никакого, зато впечатлений не занимать.

Фото из архива героя.