Моцарт вместо таблетки. Батайским детишкам поправляют здоровье необычными способами.

Новости в Батайске
23

Перепачкаться в красках, смять пачку пластилина, прокричаться, как следует… Еще полвека назад за такое баловство ребенок в лучшем случае стоял бы в углу, а сегодня некоторые родители готовы платить за это деньги. Арт-терапия — дословно «излечение с помощью творчества» становится у батайчан все популярней, причем поддерживается она и специалистами. Газета «Вперёд» узнавала, действительно ли искусство может заменить лекарство?

Искусство лечит
Полвека назад к одному известному французскому доктору пришел робкий заика. Юноша мечтал только об одном – избавиться от дефектов речи. Но вместо логопедических манипуляций, направления к психотерапевту или рецепта на лекарство получил странную рекомендацию — дважды в день по часу слушать музыку Моцарта. Доверившись авторитету чудака в белом халате, молодой человек так и сделал. В итоге весь мир знает застенчивого когда-то заику, как блестящего актера Жерара Депардье. А странным врачом оказался отоларинголог Альфред Томатис, который тогда только экспериментировал со своей новой методикой. Спустя года его метод помог тысячам детей по всему миру. Сегодня Томатис-терапия успешно применяется и в Батайске – на базе детского сада № 22 «Одуванчик». Здесь работает консультационный центр «Пространство без границ» для детей с ОВЗ. Центр оснащен современным интерактивным оборудованием, в том числе по методу Томатиса «Музыка для мозга».

По словам заведующей детского сада Карины Деркач, этот метод помогает деткам с эмоциональными и двигательными нарушениями. Им тяжело сфокусироваться на том, что они слышат. «Томатис» помогает нормализовать работу мозга ребенка.
Во время занятия малыш занимается тем, чем хочет — играет, рисует, просто общается, но в специальных наушниках, в которых звучит подборка композиций Моцарта. Целебное действие этой музыки вызвано тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, они укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. А это улучшает память человека и стимулирует мышление. К тому же звук не сразу попадает в ухо, а сначала передается вибрационно в верхнюю часть головы. С помощью незаметной микрополяризации (воздействия током) стимулируются конкретные области мозга, отвечающие за речь или поведение. Терапия «Томатис» не имеет противопоказаний и побочных эффектов, поэтому пользуется большой популярностью.

В России она стала официальным методом лечения в апреле 2003 года, когда Минздрав утвердил «Методы музыкальной терапии» в виде пособия для врачей. Кстати, именно российские ученые первыми в мире выявили негативное влияние отдельных видов музыки на клетки: при прослушивании больными аг-рессивной музыки был зафик-сирован стремительный рост раковой опухоли. И наоборот – звучание музыки классической этот рост замедляло.

Куколка как доктор
Интересно, что все больше батайских педагогов обращаются к кукло- и сказкотерапии. С куколками ребенок не просто играет, а избавляется с помощью них от тревог, страхов и травмирующих ситуаций. Перед малышом сначала раскладывают разных персонажей, допустим, медведя, зайчика, волка, куклу-мальчика и куклу-девочку, большую куклу — все зависит от запроса. Ребенку предлагается выбрать понравившуюся игрушку, зайти с ней за ширму и разыграть сценку.

По словам детского психолога Валентины Трубниковой, уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Допустим, девочка выбирает куклу-мальчика после того, как у нее не-давно появился младший брат. Она воспринимает малыша не как родного и любимого чело-века, а как соперника за родительское внимание. Очевидно, что девочку тревожит новый член семьи.

— Этот способ очень хорош тем, что можно проиграть с ребенком все, что его волнует. Кстати, некоторые дети интуитивно сами проигрывают один и тот же сценарий, но взрослый может присоединиться и вывести игру на нужный уровень. Например, после того, как я развелась с мужем, моя дочка стала играть в машинки, которые обязательно в конце сталкивала лбами, создавала аварию. Так как водил машину у нас в семье только муж, казалось, что она таким образом сбрасывает агрессию на отца, который ушел из семьи. Когда я это заметила, то стала с ней проигрывать другие сюжеты, как будто в машину садится вся семья, она едет на пикник, а когда водитель решает ехать дальше, то остальные просто гуляют и радуются, — пояснила она.

По похожему типу работает сказкотерапия. Причем есть целые сборники специальных сказок, которые составили психологи под конкретные задачи. Но прекрасно справляются и классические. Например, все сказки, герой которых отправляется в путешествие и получает новый опыт, подходят детям, которые собираются «отправиться в собственное путешествие» — пойти в детский сад, в школу, в новый коллектив. Или проходят период адаптации. Сказки, в которых есть интенсивное взаимодействие между героями, подходят детям с трудностями в общении. Например, обсуждая произведения «Два жадных медвежонка» или «Лиса и журавль» можно поговорить о том, что необходимо уметь договариваться, делиться, делать что-то вместе. Важно провести беседу о честности, о хитрости, об умении ее распознавать. А подросткам психологи советуют самим писать сказки, которые помогают справиться с компьютерной зависимостью, создать новую, адекватную учебную мотивацию, наладить отношения с родителями.


Спасительные каляки-маляки

Но самым популярным видом арт-терапии остается рисование. Казалось бы, чем может помочь мазня красками, если ее прописывают даже годовалым малышам? Оказывается, каляки-маляки снимают мышечные зажимы, развивают пространственное и творческое воображение и дают двигательную и эмоциональную разрядку. Когда рисует ребенок, он еще и рассказывает историю. На детских рисунках мы видим не только придуманные сюжеты. Глядя на все это, можно услышать детские страхи, состояния, взаимоотношения с окружающим миром. И, что самое интересное – отношение с самим собой.

— Арт-терапию можно на звать своеобразным мостиком между сознанием и подсознанием человека, разумом и душой. Ее главная идея в том, что основная часть проблем человека находится на подсознательном уровне, именно поэтому-то та-блетки далеко не всегда помогают. Они убирают симптомы, но не убирают причину. Благодаря искусству можно без вреда пережить самые разные чувства и эмоции: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование. Когда человек, даже маленький, размазывает краски, лепит фигурки, мастерит куколок или слушает музыку, он снимает напряжение, — говорит художница Ирина Аверченко. И привела в пример эксперимент ученых филадельфийского Детского центра, которые решили найти лучшую развивающую игрушку для детишек в возрасте от 3 до 5. Эксперимент длился почти пять лет, и выяснилось, что идеальной игрушкой является… пластилин! Группа специалистов наблюдала за детьми, которые каждый день делали с пластилином, что хотели, в течении часа. И подобный игровой познавательный метод обучения оказался весьма эффективен, о чем красноречиво свидетельствовали статистические данные. Около 70% детей из группы, состоящей из 215 человек, научились быстрее сверстников не только узнавать буквы, но строить из них целые предложения, а треть малышей усовершенствовали свою речь, стали говорить больше и лучше.


Кстати

Термин «арт-терапия» придумал художник Адриан Хилл в сороковых годах XX века. Он был уверен, что творчество способно помочь людям справиться с депрессиями, фобиями, стрессом, а также облегчить психологическую нагрузку из-за тяжелых физических заболеваний.

Целительный эффект рисования Адриан почувствовал на себе, когда лечился от туберкулеза. Он заметил, что, рисуя пейзажи, чувствует себя лучше и отвлекается от плохих мыслей. Позже он написал об этом целую книгу — «Искусство против болезней».