Зелёный транспорт: метробус, канатка, электрокар

Новости в Батайске
3

Какие ещё транспортные новинки появятся на Дону совсем скоро?

Самыми «чистыми» видами транспорта являются поезда — они производят всего 2% от общего объема парниковых газов. Трамваи для передвижения используют электричество и не загрязняют воздух продуктами сгорания топлива. Троллейбус тоже один из самых старых видов «зеленого» транспорта, использующий электричество. Еще есть электробусы, электромобили, скоростные трамваи и т.д. А каким путем пойдут, вернее поедут, дончане?   

Метро по-ростовски

Ростовские власти рассматривают возможность запуска в городе так называемого «автобусного метро». По словам главы городского дептранса Христофора Ермашова, в 2022-23 гг. в городе предстоит заменить 285 автобусов, из которых 10 должны быть магистральными и работать в режиме «экспресса». Передвигаться такие автобусы должны по выделенным полосам, уточнил глава дептранса и попросил у депутатов денег на обновление подвижного состава.

А пока в донской столице разрабатывается техническое и экономическое обоснование строительства скоростного трамвая — аналога метро. На эти цели выделено 253 млн рублей. Подобный опыт у нас уже есть: в Таганроге обновляют трамвайный парк за 12 млрд рублей. Будет проложено 45 км путей, приобретено 60 единиц подвижного состава. Поставят 80 современных остановок, оборудованных электронными информтабло и видеонаблюдением.  

В Ростове же проект предусматривает прокладку свыше 76 км новых трамвайных путей, реконструкцию 46 км существующих, покупку 98 трехсекционных трамвайных вагонов и установку 249 новых остановок. Скорость движения новых трамваев составит 23 км/час. Три новые линии соединят центр города с Левенцовским районом, Верхним Темерником, Суворовским, Вересаево, а также с левым берегом Дона и старым аэропортом.

— Эта практика позволит сохранить экологию и сэкономить большие средства, которые тратились бы на строительство метро. Проект нужен Ростову-на-Дону, так как он позволит избавиться от автомобильных пробок и повысить качество перевозок, — говорит Илья ЗОТОВ, председатель Общероссийского объединения пассажиров.

Через Дон по воздуху

Администрация Ростова выдала разрешение компании «ПК Проект» на разработку проекта планировки территории для подвесной канатной дороги. Заявление компания подала еще 4 июня. У нее есть год, чтобы разграничить участок общей площадью почти 77 га. Проект предусматривает благоустройство рекреационных зон, которые будут примыкать к станциям.

Всего их будет четыре: две на правом берегу, промежуточная на Зелёном острове и конечная остановка восточнее «Ростов-Арены».

Есть, правда, противники этого вида транспорта. Например, общественность беспокоит, что станцию канатки планируется разместить на месте остатков городского экологического коридора, точнее, в районе рощи восточнее стадиона. Однако глава департамента архитектуры и градостроительства Глеб Мельников сказал, что конкретное место размещения станции будет определено позднее, при планировке этой территории с учётом всех нюансов.

А вот завкафедрой градостроительства Академии архитектуры и искусств ЮФУ Александр Бояринов заявил, что Ростов не нуждается в подобном средстве передвижения. По его словам, канатка уместно вписывается в городскую среду, если связывает хотя бы два крупных поселения. «Получится, как с колесом обозрения, — осень и зиму дорога будет простаивать. Не знаю, на что рассчитывает инвестор», — говорит БОЯРИНОВ.

Без шума и пыли

На улицах Ростова все чаще можно увидеть необычные автомобили, в которых нет двигателей в привычном нам понимании. Под капотом у них электрический двигатель, а вместо топливного бака — мощные аккумуляторы.

Электромобили уже стали мировым трендом. К примеру, в Китае ежегодно выпускают больше одного миллиона таких машин. В Норвегии сейчас две трети личного транспорта, который покупается на рынке, — электромобили.

В России машины на электротяге пока являются диковинкой. Их покупают или энтузиасты, или любители дорогих гаджетов. Но и у нас лед начинает потихоньку трогаться. К примеру, в Ростовской области число электромобилей за три года увеличилось примерно в 25 (!) раз. Пока речь идет о скромных цифрах – с 4-5 таких машин в 2018 году до более сотни в нынешнем.

— Я подсчитал, что по сравнению с обычной машиной на бензине или солярке «электричка» экономит около 100 тысяч рублей в год только на топливе, — рассказал владелец электрокара «Ниссан Лиф» Сергей АНДРИЯНОВ. — Посчитайте сами. Машина с двигателем внутреннего сгорания с баком в 60 литров проезжает по городу примерно 400-450 км. Это обходится владельцу в 3-3,5 тыс. рублей. На ту же дистанцию электромобиль использует максимум 120 киловатт энергии. А это не больше 600 рублей.  

Сегодня, однако, тормозят распространение «чистых» машин три вещи — отсутствие инфраструктуры, относительно небольшая автономия аккумуляторов и дороговизна авто.

Полный газ! 

Однако, думаем, самое реальное будущее нашего края – транспорт на газомоторном топливе. Природный газ сегодня признают чистым видом топлива. Метан соответствует экологическому стандарту Евро-6. Использование его вместо бензина и дизтоплива снижает выброс токсичных веществ в 2-3 раза по оксиду углерода, по окислам азота — в 2 раза, по углеводородам — в 3 раза, по задымленности — в 9. А образования сажи вообще не происходит. Метан в два раза легче воздуха и при утечке быстро растворяется в атмосфере.

Перевод общественного транспорта на газ — один из инструментов реализации федерального проекта «Чистый воздух», в число участников которого войдут Ростов-на-Дону и Новочеркасск.

На недавней встрече губернатора Василия Голубева с гендиректором «Газпром газомоторное топливо» Тимуром Соиным обсуждалась ситуация на рынке газового топлива. Сейчас на Дону работает 19 газозаправочных станций, принадлежащих «Газпрому». В этом году компания инвестирует в строительство семи новых АГЗС более 1 млрд рублей. Станции будут построены в Миллеровском районе, Семикаракорске, Белой Калитве, на 2-й улице Луговой в Ростове, в Красносулинском районе. На Дону строительство таких станций признано масштабным инвестпроектом, земельные участки под их строительство выделяются в приоритетном порядке.

И автобусов на газомоторном топливе у нас появляется все больше. В сфере пассажирских перевозок задействованы порядка тысячи автобусов и 4,5 тысячи такси на природном газе. Более 2 тысяч авто переоборудованы по программам «Газпром газомоторное топливо». Сейчас компания совместно с облминтрансом работает над увеличением числа пунктов переоборудования. Сегодня перевести автомобиль на метан можно в 22-х аккредитованных пунктах. Добавим, что дончане-владельцы транспортных средств, работающих на метане, на три года освобождены от уплаты транспортного налога.

«Развитие газомоторной инфраструктуры – это путь к экологическому благополучию региона, — считает Василий ГОЛУБЕВ. — Мы не первый год последовательно работаем над задачей по переводу транспорта на метан. Действует региональная программа, предусмотрены субсидии для перевода машин на экологичное топливо. В ближайшие три года на развитие газозаправочной инфраструктуры мы планируем направить из областного и федерального бюджетов 684 млн рублей».

 

Ульяна АНДРЕЕВА по информации интернет-сайтов, фото из открытых источников