Туристы на «Птичьем дворе»

Новости в регионе
17

В донском регионе развивают маршруты агротуризма.
Последние несколько лет, начиная со времени COVID-19, российские туристы постепенно открывают ранее незнакомые направления в России. Возрос интерес и к агротуризму – разновидности туризма, которое предполагает временные выезды к сельхозпроизводителям, чтобы попробовать продукцию, посмотреть на их работу.
По данным экспертов, полученным еще до пандемии, агротуризмом и сельским туризмом (отдыхом именно в сельской местности) интересовались 22% населения России. Спрос на агротуризм в пандемийные годы еще не изучен, но, по данным Всемирной туристической организации, в 2024 году сельский туризм станет одним из основных туристических тенденций в мире.

Био – Хутор Петровский
В Ростовской области за последние годы появились десятки новых маршрутов, которые ведут туристов в небольшие сёла и хутора. Почти в каждом муниципалитете есть, чем удивить агротуриста. В Азовском районе популярным местом стал «Био- Хутор Петровский».
В это месте можно увидеть, где и как рождается самая чистая органическая еда. Уединиться в медитативной тишине села. Насладиться красотой нетронутой природы Донского края. Увидеть бескрайние поля. Вдыхать аромат степного разнотравья. Съесть свежий хлеб, сделанный своими руками и выпеченный в дровяной печи. Узнать, как делают полезные крупы и муку.
Первой точкой маршрута станут знаменитые на всю страну органические поля Био-Хутора. Здесь можно увидеть, как растут южные зерновые культуры: полба, спельта, рожь, лён, чечевица и другие полезные и редкие злаки. Сельские туристы узнают, чем полба отличается от пшеницы, почему органическая продукция полезнее обычной.
Любители больших машин точно оценят местный автопарк: мощные тракторы и комбайны, в которые можно забраться и всё рассмотреть.
Пригласят туристов и на производство, где они смогут увидеть процесс превращения зерна в цельнозерновую муку. А еще познакомятся с машинами для калибровки зерна и узнают, как происходит отбор зерна для проращивания или изготовления крупы. Этот этап производства действительно интересен и он увлечёт всех.

Экскурсии для индивидуальных туристов здесь проводят дважды в месяц по субботам, по предварительной записи. Даты туров анонсируются в социальных сетях.
Время: с 10:00 по 12:30 (время окончания может отличаться, иногда чуть позже). Стоимость: 700 рублей взрослый, 350 — дети от 4 лет, до 4 лет — бесплатно. Экскурсии проводятся при наборе группы от 10 взрослых туристов. Обязательна предварительная запись. В стоимость входит полное экскурсионное сопровождение, мастер-класс по выпечке хлеба, дегустация органической продукции.
Есть также групповая экскурсия, школьные группы. С понедельника по субботу, по предварительной записи. До 15 человек фиксированная цена — 11 000 р. Группа от 16 человек – 700 руб. с человека. Группа свыше 25 человек: 650 руб. с человека.
Экскурсия может быть адаптирована под запрос группы. Также возможен вариант экскурсии с элементами квеста.

Отзывы туристов говорят об их восторге: «Невероятное путешествие на Био-Хутор Петровский. Радушные хозяева порадовали своим гостеприимством. Знакомство с производством вызвало у меня огромное уважение к людям, которые трудятся на селе. С какой любовью они относятся к Земле, к родине, к хлебушку, который всему голова! Супер! Эмоции зашкаливают».
Еще один отзыв: «Я прям очень рада, что агро-туризм в нашей области начинается с таких предприятий как Био-Хутор! Экскурсию проводили владельцы Алексей Иванович и Наталья Щепетьевы, очень приятные люди, искренне любящие свое дело».

В гостях у фермера
Российским фермерам доступен грант «Агротуризм». На этот грант могут претендовать сельхозпроизводители, зарегистрированные в сельской местности, владеющие участком более 5 лет или имеющие право аренды на срок более 5 лет после подачи гранта. Программа рассчитана до 2025 года.
Усадьба «Птичий двор» находится в туристическом районе города Семикаракорска, на берегу Дона (СНТ Пищевик). Александр Владимирович Андрющенко разводит птицу, выращивает овощи, фрукты и ягоды, продает свою продукцию в нескольких магазинах Ростовской области. Это пельмени и вареники, консервы, варенье, компоты и соки. Как утверждают в хозяйстве, продукция пользуется повышенным спросом.
Отдых на природе, на территории усадьбы, также привлекает туристов. В прошлом году их хозяйство посетило больше 300 человек.

  • К нам приезжало много людей – наши знакомые, друзья, в том числе такие артисты, как братья Пономаренко, Моисеенко и Данилец… Мы посмотрели, что это пользуется спросом, такое место, где можно просто на природе посидеть, просыпаться утром, когда роса на зорьке, и под кукареканье петухов… Люди забыли, что это такое. Для многих это экзотика, — рассказывает сын фермера, который тоже занимается развитием усадьбы.
    Грант «Агротуризм» поможет построить пруд и домики для выставочной птицы вокруг него.
  • Там будут проживать 36 пород кур со всего мира. Самые интересные породы. 6 пород гусей, фазаны, павлины, цесарки, — перечисляет фермер.
    При этом он делает акцент, что самое главное в новом развитии усадьбы – воспитательный, образовательный отдых. На территории хозяйства можно проводить открытые уроки по предмету Окружающий мир, на которых школьники 2-4 классов будут изучать домашнюю птицу. Они ее проходят по программе. Уже разработаны программы экскурсий. 
    А вот еще один успешный проект агротуризма. Усадьба Саркел расположена в 500 метрах от берега Цимлянского водохранилища. Здесь туристов уже принимают – есть стилизованный под казачий курень небольшой гостевой дом. Предприниматель Игорь Губин возрождает автохтонные сорта винограда и казачьи рецепты производства вина, производит сыр. В хозяйстве 12.6 га виноградников. Частная винодельня производит 20000 бутылок высококачественного вина в год (продукция регулярно участвует в конкурсах, завоевывает медали).
  • Решили подать на грант Агротуризм, посколько растут турпотоки внутреннего туризма в России, и нам необходимы средства размещения. Мы хотим построить четыре глэмпинговых домика в казачьем стиле. Это быстровозводимые дома без фундаментов, 24 квадратных метра со всеми удобствами, — поясняет представитель усадьбы.
  • Туристы приезжают, в основном, с детьми, и надо их занять на время, пока родители дегустируют, — так объясняет выбор целей наш собеседник.
    Пока проведение дегустаций и экскурсий занимает около 5% всего дохода хозяйства, с расширением мест размещения эта доля будет значительно увеличена.
    Цель усадьбы Саркел – продавать всю продукцию на месте, не сбывая ее в розничные магазины. Это самый выгодный вид бизнеса: не тратиться на вторичную упаковку, на логистику и дистрибуцию. 
    Экскурсии по виноградникам
    КФХ Юрия Николаевича Химичева находится в хуторе Малая Мартыновка. Как потомственный винодел и специалист винодельческой отрасли фермер производит натуральное виноградное вино из собственного винограда под брендом Vinabani.
    Юрий Николаевич – один из энтузиастов, возрождавших донские автохтонные сорта винограда в начале 2000-х.
  • Вместе со специалистами Института виноградарства и виноделия им. Потапенко 20 лет назад мы начали сбор этих сортов. У нас был маточник здесь, 34 сорта. Мы искали их по бабушкам, по дедушкам, брали в Институте (а там были совсем не лучшие времена) и сажали лозы на большой площади. После того, как мы это развили, мы начали раздавать сорта всем, кто хочет вести промышленное виноградарство. Очень много сортов на Кубань, в Ставрополь и на Дон ушли с нашего маточника, — рассказывает глава КФХ.
    Уже 10 лет на территории КФХ проводятся экскурсии, гости хозяйства дегустируют вино, их угощают обедом или ужином, состоящим из блюд донской кухни. Организовывают и ведут экскурсии хозяин и хозяйка винодельни – Юрий и Виктория Химичевы.
  • Сейчас туристы посещают винодельню по записи. Получается по 2-3 группы в день. Где мы этому научились? Мы специально ездили по Европе, специально были туристами, чтобы научиться их опыту. Сейчас мы ездим по Краснодарскому краю также, как туристы, хотя нас там все знают. И тоже учимся – как они проводят. И весь опыт складываем, выбираем: что удобно для нас, — рассказывает Юрий Николаевич.
    Экскурсия начинается с виноградников. Туристам предоставляется возможность (по желанию) заняться сбором ягод.
    КФХ подало на грант, так как необходимо строительство дегустационного зала. Также планируется разбить парк для гостей.
  • Виноградники и винодельня для туризма – это мало. Люди хотят отдохнуть: хорошо покушать блюда местной кухни. У нас есть столовая, но мы хотим сделать еще зону барбекю, парк, бассейн, — поясняет наш собеседник.
    Винодельня планирует расширить и фонд размещения: двух номеров недостаточно, для потока туристов необходимо минимум восемь. То есть надо строить дополнительные домики. В следующем году помимо гранта (если хозяйство его получит) планируется инвестировать свыше 15 млн собственных средств.