И кнутом, и пряником. Как батайчане наказывают своих детей?

Новости в Батайске
25

Родители – тоже люди, и у них не всегда хватает сил и терпения спокойно реагировать на детские шалости и вредности. В итоге, в ход идут «запрещенные» методы наказания, от крика и оскорблений до шлепков и даже ремня. Так как же бороться с непослушанием? Можно ли избежать трудностей в воспитании, и что действительно ломает детскую психику? Газета «Вперёд» вместе со специалистами искала ответы на эти вопросы.

Бьёт, значит любит?
Всероссийский центр изучения общественного мнения провел в этом году большое исследование «Воспитание детей: вчера и сегодня», и выяснил, как россияне наказывают детей. Примечательно, что количество родителей, которые регулярно бьют сыновей и дочек за последние десять лет сильно сократилось. На первом месте среди видов наказания — наставления и нравоучения. Большинство опрошенных – 76% читают нотации своим отпрыскам. Второй по популярности метод – ограничение гаджетов, прогулок и просмотра телевизора, 31% опрошенных выбирает такой метод. При этом 19% россиян в качестве наказания ставят детей в угол. Наказывают телесно в виде шлепков или подзатыльников – 13%, а 7% прибегают к крайним мерам и пользуются физическими методами воздействия.
При этом большинство призналось, что хоть раз, но поднимали руку на своих отпрысков. Более того, две трети опрошенных считают, что «характер наказания должен зависеть от степени его серьезности». Например, за воровство нужно проучить так, чтобы было не только обидно, но и больно. Противоречия в цифрах социологи объясняют неискренностью респондентов, а также тем, что подзатыльники и шлепки многими воспринимаются как более мягкая и допустимая форма наказания и не считается опрошенными битьем.

Но почти все опрошенные заявили, что практически всегда чувствуют себя виноватыми или опустошенными после «разборок» с детьми. Данные опроса, в котором приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 лет из разных регионов России, опубликованы на официальном сайте ВЦИОМ.

По словам детского психолога, кандидата педагогических наук Светланы Соловьевой, родители воспитывают своих детей, как могут, не ради наказания, а для того, чтобы вырастить их нормальными людьми. Иметь детей – бесспорно, счастье, но оно не похоже на сусальную открытку. Послушный, безукоризненный ребёнок, который никогда не причиняет родителям неудобств вызывает у специалистов тревоги больше, чем маленькая шкода. Более того, любознательный маленький человек должен иногда огорчать своих маму или папу, чтобы набраться опыта, понять, что можно, а что нельзя. И каждому ребенку необходимо устанавливать границы, пресекать поступки, которые причиняют неудобства окружающим.

Преступление и наказание
— Радует, что большинство опрошенных пытаются воспитывать детей разговорами. Это действительно самый здоровый способ. Но все мы живые люди, можем сорваться, наговорить лишнего, не разобраться в причинах, устать, в конце концов. Чтобы не превращать наказание в насилие, и не ломать детскую психику, нужно понимать основные моменты. Во-первых, ребёнок должен заранее знать, за что он понесет наказание. То есть нужно обязательно проговаривать, какое поведение приведет к санкциям. Во-вторых, устанавливая наказание, родители должны быть уверены в правильности своего решения, а не менять его в зависимости от настроения. Нужно запомнить главное: дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому воспитанию, не тая обиды на взрослого, — объясняет Светлана.

Оказывается, большинство ребятишек могут спокойно перенести приступы гнева родителей, если они также получают много любви и понимания, если родитель не боится попросить прощения за свой несправедливый поступок или грубые слова.
— Зачастую взрослые наказывают, ещё не остыв и, соответственно, не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Кто-то вкладывает ещё и своё плохое настроение, раздражительность, неприятности на работе. Такое случается. Но обязательно объясните это сыну или дочке, когда остынете. Так вы сами перестанете мучаться чувством вины, и покажете ребенку пример, что свои ошибки признавать не зазорно, — говорит психолог.

Она рассказала, что есть семь «золотых» правил воспитания известного психотерапевта Владимира Леви. Первое: наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Второе: если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не делайте этого. Никакой «профилактики» на всякий случай. Третье: за один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу. Четвертое: недопустима запоздалая реакция родителей. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка в большинстве случаев – достаточный способ воздействия. Пятое: не допускайте, чтобы ребёнок боялся наказания. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребёнком нормальны, то расстройство родителей для него — уже воспитательный момент. Шестое: не унижайте ребёнка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребёнок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, родительский разнос вызывает у него отрицательную реакцию. И последнее: если ваш отпрыск наказан, значит, он уже прощён. О прежних его проступках – больше ни слова.


Не орать и не молчать

Среди распространенных наказаний есть те, о которых лучше забыть, потому что они разрушают ребёнка, а не воспитывают. Например, наказание молчанием и игнорированием. Казалось бы, что такого в словах: «Я с тобой не разговариваю!», но это настоящее психологическое насилие. Воспитанный в игноре ребёнок будет с трудом налаживать диалог и договариваться о чём-то с людьми. Молчание для него будет более комфортно, чем обсуждение проблем. Такой способ не учит самому важному – пониманию, что нужно сделать, чтобы исправить собственные ошибки.
Другая сторона медали – это крик. Кто-то считает, что разговор на повышенных тонах эффективнее доносит важную мысль и сможет вбить в голову истину. Но постоянный ор погружает ребёнка в состояние стресса, страха, повышает уровень тревожности. В итоге, скандалы будут восприниматься маленьким человеком как норма, и он со временем обязательно начнет демонстрировать в ответ похожую истеричность, взвинченность и эмоциональность.

Должно быть табу и на оскорбления. Когда ребёнку говорят, что он свинья, тупой, дебил, урод и прочие ужасные эпитеты, это меньше всего воспитывает. Зато закладывает два сценария в будущем. Сын или дочь действительно с малых лет верят в то, что они какие-то недоумки, и вырастают в закомплексованных, зажатых, забитых взрослых, либо становятся такими же хамами, как родители.

Двойное преступление – позорить ребенка на публике. В подростковом возрасте дети, которых полоскали при посторонних, не придут со своими проблемами к родителям. Они будут искать решение у друзей, в компаниях, которые далеко не всегда оказываются благонадёжными.