За девять лет, которые действует система добровольной сертификации «Сделано на Дону», знак качества получили 2392 наименования продукции, выпускаемой на территории Ростовской области. Сегодня российские потребители все чаще делают выбор в пользу региональных торговых марок, которые сумели выстоять в жесткой конкуренции с ведущими российскими и зарубежными производителями. Вот почему эмблема «Сделано на Дону» является для наших земляков своего рода маяком при выборе товаров и услуг, дополни-тельным гарантом соответствия высоким стандартам.
Лучшим из лучших
Знак «Сделано на Дону» был введен в 2013 году по инициативе губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева. Право помещать на своих товарах характерную эмблему со схематическим изображением золотистого от пшеницы поля, Дона и солнца получают только те предприятия, которые смогли доказать свой высокий уровень и блестяще выдержали сертификацию.
Программа является некоммерческим проектом и имеет жесткую систему контроля, успешно пройти которую под силу только лучшим из лучших. Аудит осуществляют специалисты Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Ростовской области. Серьезные требования предъявляются не только к товару (или услуге), но и к самому предприятию. После того, как компания подает заявку на получение знака «Сделано на Дону», на место для сертификационного аудита выезжают эксперты.
Они знакомятся со многими нюансами деятельности компании. Оценивается качество продукции и её соответствие определенным критериям, условия производства и то, насколько они способны обеспечить заявленное качество. Высокие требования предъявляются к используемым сырью и материалам, к составу, физико-химическим, механическим и другим свойствам, органолептическим показателям, упаковке и маркировке, к процессам транспортирования и хранения, эффективности маркетинга. Комиссия обращает внимание даже на то, насколько на предприятии заботятся об охране здоровья сотрудников и безопасности труда. При обнаружении каких-то недочетов компании придется их устранять.
Продуктовое изобилие
Программа «Сделано на Дону» призвана сформировать положительный образ Ростовской области как производителя товаров отменного качества и региона высокого сервиса. Сегодня к продукции предъявляются все более высокие требования: приобретая тот или иной товар, потребитель хочет быть уверен, что потратил деньги не зря. Это относится как к отечественному, так и к мировому рынку, на котором хорошо знают предприятия нашей страны. Например, Китай заинтересован в поставках российских позиций, ведь в Поднебесной наслышаны о высоких стандартах качества, принятых у нас.
Система сертификации является дополнительной гарантией того, что продукту или услуге можно доверять. И проходя её, донские производители делают шаг к тому, чтобы поставлять свои товары на международный рынок.
К тому же процедура получения знака позволяет предприятиям быстро адаптироваться к появлению новшеств в своих отраслях, повышает конкурентоспособность производителя. Сегодня действующими являются свыше полутора сотен сертификатов. И с каждым годом их количество растет.
Список товаров, получивших знак «Сделано на Дону», обширный. Это молочные продукты, хлеб, полуфабрикаты из мяса, птица, яйца, питьевая вода, растительное масло, соленые, маринованные, а также свежие овощи, микрозелень, мука, семечки, грибы, кофе, чай. Помимо гастрономии, эмблемой отмечены также непродовольственные наименования. Добровольную сертификацию прошли предприятия, занимающиеся выпуском посуды, кирпича, алкидных эмалей, самосвалов, прицепов и полуприцепов, автомобильных чехлов, матрасов, замков, ингаляторов, светодиодных светильников для магистралей и улиц, элементов конструкций подвесных потолков, обуви, счетчиков газа… В отдельной категории – предприятия общественного питания, магазины. Таким образом донские рестораны, кафе, пиццерии, кондитерские хотят подтвердить свой высокий уровень и получше зарекомендовать себя перед посетителями.
Булочка «Франзолька»
В Батайске широко известно предприятие «Плодоовощторг», созданное почти 35 лет назад. В 2014-м компания открыла цех по производству кондитерских и хлебобулочных изделий, также получивший знак качества «Сделано на Дону». А ещё через три года наладила работу небольшого магазина под названием «Франзолька» — так называется французская булочка.
Сегодня действует целая сеть магазинов «Франзолька». Помимо популярной французской булочки, местные жители покупают здесь пирожные, печенье, пирожки, пряники, зефир, свежий хлеб – всего более трех сотен наименований! Можно заказать и торт: в каждом павильоне есть прайс-лист и фотографии угощений к праздничному столу.
К производимым здесь товарам вопросов нет. На предприятии действует система ХАССП, (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points, HACCP — анализ рисков и критические контрольные точки). Так называется концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. На производстве осуществляется многоступенчатый контроль на всех этапах создания товара — от сырья до упаковки. Кроме того, весь ассортимент изготовлен в соответствии с ГОСТом.
Помимо сертификата «Сделано на Дону», высокое каче-ство выпечки «Франзолька» подтверждается тем, что она вошла в список «100 лучших товаров России» и получила награду «Лучшие товары Дона».
Престиж и почет
— Иметь знак качества «Сделано на Дону» престижно и почетно. Это внушает доверие клиентам. Нашей сети пиццерий, которая позиционируется как семейная, уже 19 лет. Все это время мы стараемся соответствовать самым высоким стандартам. У нас в меню – не только популярное блюдо Италии. Выбор широкий: посетители могут попробовать что-то из русской кухни, роллы, кушанья направления «фьюжн». К нам приходят целыми семьями, с детьми, у нас устраивают пышные свадьбы. Кроме того, мы активно участвуем в благотворительных проектах: помогаем пенсионерам, инвалидам, собирая для них угощения из пиццы, соков, закусок. Система добровольной сертификации «Сделано на Дону» стала для нас своего рода экзаменом. Было важно знать: сможем ли мы выдержать испытание, соответствуем ли всем предъявляемым к таким заведениям требованиям? Мы справились! – рассказала заместитель директора сети пиццерий «Камин» Людмила Геннадьевна Митичкина.
Компании, прошедшие систему «Сделано на Дону», пользуются мерами поддержки, разработанными Правительством Ростовской области. Предприниматели могут участвовать в отраслевых выставках, ярмарках, форумах и конференциях профессиональных сообществ. Одно из самых крупнейших событий – гастрономический фестиваль «Сделано на Дону», который в этом году состоялся в четвертый раз. На празднике, проходившем в парке имени Октябрьской Революции, свою продукцию представили более пяти десятков предприятий. Организаторы подготовили большую развлекательную про-грамму с конкурсами, батлами шеф-поваров, дегустациями, мастер-классами, фотозонами и музыкальным сопровождением.
— Система добровольной сертификации уже хорошо известна и за пределами Ростовской области и имеет определенный вес, — отметил заместитель губернатора Виктор Гончаров. — Летом знак качества был зарегистрирован в Роспатенте и будет действовать на территории всей страны на протяжении десяти лет (это срок, после которого истекает регистрация). Как стать обладателем эмблемы «Сделано на Дону»? Надо оставить заявку на сайте www.donmade.ru (раздел «сертификация»), заключить договор на проведение услуг с экспертной организацией, собрать необходимый пакет документов и подготовиться к аудиту. Мы работаем над тем, чтобы привлечь в систему ещё большее количество компаний. Сейчас в добровольной сертификации участвует 81 предприятие – из сферы услуг, производители продовольственных и непродовольственных товаров. Последние на фестивале «Сделано на Дону» впервые представлены в отдельном павильоне. Это обувь, автомобильные диски, лакокрасочные материалы, которые известны и за пределами Дона.