Истории, когда девочки беременеют до своего совершеннолетия перестают быть редкостью. Если раньше в донском регионе фиксировались единичные случаи, то пару лет назад ситуация изменилась. Впервые о том, что количество подростковых беременностей резко подскочило, областной минздрав заявил ещё в 2020 году. Во время пандемии случился буквально бум. Тогда количество беременных девочек в возрасте от 13 до 16 лет выросло до 20, это притом, что годом ранее зафиксировали всего два таких случая.
Живот прихватило
Тогда минздрав пояснил, что увеличилось количество юных беременных, которые, как правило, скрывают свою беременность, не наблюдаются у врача. Многие девочки даже не догадывались об этом, поступали к врачу с подозрением на приступ аппендицита или почечные колики, после чего вдруг выяснялось, что на самом деле они уже несколько месяцев вынашивают малышей.
Резкий рост их числа тогда связали с родительским недосмотром и периодом самоизоляции. В прошлом году и этом такого бэби-бума во всех отношениях этого слова не наблюдается, но единичные случаи все же встречаются.
Так, например, в Красном Сулине судили 46-летнего мужчину. По версии следствия, в течение пяти лет он развращал собственную дочь. На тот момент, когда он впервые совратил дочку, ей исполнилось девять лет. На скамье подсудимых извращенец оказался только когда выяснилось, что 14-летняя девочка беременна. При этом мать школьницы утверждала, что не замечала ничего подобного, а дочь, судя по всему, боялась рассказывать ей об этом.
В итоге, мужчина на суде частично признал свою вину, его приговорили к 15 годам колонии строгого режима. Сейчас девочка, благополучно родившая ребенка, воспитывает его в родительском доме. За внуком присматривает бабушка, пока молодая мама ходит в школу на занятия. Они стараются не вспоминать о том, что девочка пережила.
Стоит отметить, что в данном случае девочку поддержала родная мать. Многие другие беременные школьницы оказываются в ещё худшем положении: скандал в семье, позор для родителей, «нагуляла», «в подоле принесла». Из-за натиска социального осуждения многие решаются на аборт. И хорошо, если он происходит в стенах больницы, а не делается самостоятельно по советам из Интернета.
Все начинается с семьи
Беременность школьниц из благополучной семьи – крайне редкий случай. В основном, это дети, которые либо стоят на учёте отдела по делам несовершеннолетних, либо детдомовские девочки. Многие из них не попадают в страшную статистику, потому что беременеют в 17, а рожают уже в 18. Но даже если к моменту родов такие мамы становятся совершеннолетними, проблем не становится меньше. Они не знают, что делать с малышом, как выстраивать отношения, как жить, когда уже есть ответственность за маленькую жизнь. С отцов вообще обычно спроса никакого. Взрослые виновники исчезают, едва заслышав про беременность, ведь им грозит уголовный срок, а со сверстников нечего взять – ни в плане алиментов, ни в плане житейской поддержки и опыта. Отсюда и жуткие новости криминальной хроники, как громкий случай в Волгодонске, когда несколько лет назад 16-летняя девочка родила ребенка в туалете местной больницы и выбросила его.
За редким исключением подобные истории заканчиваются хорошо. Подростковые роды – это всегда сложно, страшно и рискованно для юного организма и неокрепшей психики. Это подтверждают и врачи, и общественники. Волонтеры из ростовского фонда «Доброе дело» не раз помогали молодым мамам, уговаривая сначала не оставлять младенцев в роддоме, а затем обеспечивая их необходимыми вещами первое время. Мало кто быстро взрослеет и берет на себя ответственность за происходящее. Количество сломанных судеб растет.
На вопрос, кто все же виноват и что делать, ответ один: все начинается с семьи.
По словам батайского школьного психолога Дарьи Величко, рецепт до банальности прост: родители должны быть в курсе жизни ребенка. Чем он увлекается, с кем общается, о чем переживает. Тогда девочка не будет искать любви и отношений на стороне.
— Смотрите, в той чудовищной истории, где отец пять лет насиловал дочь, девочка ни разу не поговорила с матерью. Происходящее вскрылось только, когда был уже большой срок беременности. Получается, ни о каких доверительных отношениях речи и не шло. Не было и интереса к этой девочке у школьных учителей – многолетнее насилие не могло остаться незамеченным. Несмотря на то, что женщина сейчас помогает своей дочери нянчиться со внуком, эта история непременно пройдет катком по судьбе молодой мамы и малыша, — говорит специалист. В её практике был случай, когда выпускница забеременела от одноклассника, родила уже в 18 лет, но готова к материнству не была. Психолога поразило, как достойно себя повели родители девочки. Они полностью взяли все заботы о малыше на себя, объясняя, что поддержать своего ребенка в трудной ситуации не стыдно, стыдно оставить его один на один с бедой, пусть даже и в некрасивой ситуации. В итоге, из девочки получилась вполне хорошая мама. Она закончила институт, после чего вышла замуж. Её муж усыновил мальчика, и в новом браке у них родился ещё один малыш.