Временный дом. Как беженцы из ДНР и ЛНР обживаются в Батайске.

Новости в Батайске
13

На прошлой неделе в Ростовскую область с рабочим визитом пожаловали высоко-поставленные гости. На донскую землю приехали заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, вице-премьер Татьяна Голикова, министр труда РФ Антон Котяков и глава федерального Роспотребнадзора Анна Попова. Первым делом, московская команда посетила пункт временного размещения беженцев, и вопросы, которые задавали переселенцы, оказались очень злободневными.

Два миллиона гостей
Ежедневно границу с Ростовской областью пересекают сотни беженцев. Цифры каждый день меняются, как правило, всё зависит от интенсивности боевых действий. В некоторые дни доходит до 20 тысяч человек за сутки. Всего в Россию с начала спецоперации въехали более двух миллионов переселенцев из республик Донбасса и с Украины, из них 323 тысячи — дети.

Батайск стал одним из первых населенных пунктов, где начали принимать людей ещё накануне спецоперации. «Первые ласточки» начали прибывать в город уже 19 февраля, буквально на следующие сутки после того, как в ДНР и ЛНР началась массовая эвакуация. Тогда батайские ПВР вместили более двухсот человек. В основном, это были женщины с детьми, старики и инвалиды.

Несмотря на то, что поток людей был внезапным, в городе постарались учесть нужды каждого. Сразу во время регистрации выяснялось, нужны ли какие-то медикаменты или дополнительная медпомощь (первоначальный медицинский осмотр и тестирование на коронавирус, и так проходили все вновь прибывшие), специальные условия размещения. Например, всех женщин с грудными младенцами и инвалидов сразу расселяли в гостиницах. Остальных определили в спортзалы ДЮСШ на улицах Энгельса и Панфилова. Уже весной многие дети начали посещать школы и детские сады. Но все же со временем стали появляться другие насущные вопросы, в основном, касающиеся социальной сферы.
На встрече с Медведевым беженцы первым делом спросили, что им делать в августе, когда у многих истечет шести-месячный срок пребывания в стране, и в случае, если спецоперация не закончится до осени. На что зампредседателя Совбеза РФ ответил:
— Продлевать будем, конечно, другого варианта нет. Тут даже обсуждать нечего. Ну, придется и все остальные вопросы решать. И школьные в том числе, — пояснил он.
Также пожилых людей волновал вопрос с пенсиями, которые необходимо переоформлять по истечении шестимесячного срока, иначе выплаты прекратятся. Дмитрий Анатольевич пообещал передать руководству ДНР вопросы, касающиеся сроков оформления пособий для вынужденных переселенцев. «Мы им подскажем. Мы передадим, не волнуйтесь», — сказал он.

Обратил внимание Медведев и на просьбу о бесплатных медосмотрах. Сейчас для получения гражданства РФ в упрощенном порядке необходимо пройти платное обследование, а многим беженцам приходится экономить каждую копейку.

Жизнь с нуля
В любом случае, всем, кто пересек границу, так или иначе приходится начинать жизнь с нуля: оформлять документы, чтобы иметь право обратиться в больницу и устроиться на работу, определять детей в школы и сады. Беженцы из Донбасса постепенно покидают пункты временного размещения. В Батайске, например, осталось 45 человек, из которых больше половины – дети.

По словам Татьяны Васильченко, она решила переехать с детьми из Батайска в Ростов, где сняла квартиру, чтобы старший сын смог воспользоваться льготными условиями при поступлении. Напомним, Минобрнауки объявило о том, что выпускники школ Донбасс смогут поступить в высшие учебные заведения России на специальных условиях. Беженцев решили зачислять по особой квоте. Проще говоря, вузам выделили дополнительные места для приема. В списке из 12 вузов сразу три ростовских университета: ЮФУ, ДГТУ и РГЭУ.

— В этом году сын как раз закончил школу, и мы не могли упустить такой шанс. Если его зачислят на первый курс, то предоставят и общежитие. К тому же, для поступления не нужно сдавать экзамены, проводится собеседование, по итогам которого и объявляют результат, — объясняет жительница Луганска.

Анна Козак из Ясиноватой приехала в Батайск также одной из первых. Её с тремя маленькими детьми (двое старших остались с отцом в Донецке) и двоюродными сестрами, у которых также на руках были малыши, поселили в гостинице. Дети и племянники стали заниматься дистанционно с учителями местной школы, но это не помешало другим родителям взять приехавших женщин на попечение. По словам Анны, мамы новых одноклассников передали им и бытовую технику, и вещи, и канцтовары. Более того, женщина, которая на родине работала мастером ногтевого сервиса и татуажа, стала делать маникюр и батайчанкам. Благодаря сарафанному радио, у мастерицы даже появились первые клиенты. Но с началом лета Анна все же решила вернуться поближе к мужу и старшим детям. Сейчас она снимает квартиру в соседней с Ясиноватой Макеевке. На их родной улице пока ещё по-прежнему неспокойно.

— Решение вернуться поближе к своим далось непросто, потому что в Батайске к нам относились очень хорошо, кормили, давали крышу над головой. Мы хоть немного пришли в себя после всего того ада, что творился в Донецке до прихода российских военнослужащих. Но в Ясиноватой у меня остался муж, двое старших сыновей, которые находятся на передовой. Также уезжать отказалась старенькая уже мама. Несмотря на комфорт душа все время тосковала по родным местам, — рассказала газете «Вперёд» она.

Нужны зацепки
Но другие знакомые женщины, которые приехали вместе с Козак в Россию в феврале этого года, решили остаться навсегда. Подали документы на получение российских паспортов. Одна из беженок без труда нашла работу, потому что имела на руках диплом врача.

По словам психолога Валентины Крашенниковой, которая на волонтерских началах помогала людям адаптироваться после эвакуации, практически каждый, кто пересекал границу, начинал думать о том, как бы ему поскорее вернуться домой. Многие так и говорят, когда это все закончится, я должен как можно быстрее вернуться, поэтому я боюсь уезжать куда-то далеко. Жизнь в подвешенном состоянии очень выматывает. Люди сидят на чемоданах, вместо того, чтобы предпринимать какие-то реальные шаги: идти искать работу, оформлять документы. Беженцам приходится не только осваиваться на новом месте, но и справляться с негативом, который копится у них как со времени военных действий, так и при трудностях после переезда.

— Легче переносят такой стресс люди с детьми, потому что им нужно отвечать за своих сыновей и дочек, устраивать их будущее. Как правило, они быстрее начинают выходить из этого оцепенения и действуют: оформляют гражданство, ищут возможности зацепиться на новом месте. Тяжелее всего приходится старикам, почти все пенсионеры намерены вернуться при первой же возможности, — пояснила она.

Алена Васнецова