Черная весна в Припяти

Новости в Батайске
22

Ночью 26 апреля 1986 года четвертый реактор Чернобыльской атомной электростанции взорвался недалеко от города Припять. Так про Чернобыль узнал весь мир, а трагедия стала новостью № 1 на страницах всех газет. Тысячи жителей Советского Союза отправились на ликвидацию этой страшной катастрофы. Только с Дона на Украину выдвинулось более 24 тысяч человек, 213 из них — батайчане. Газета «Вперед» узнала, как сейчас живут наши земляки – ликвидаторы.

Жизнь разделилась на атомы
Страшной весной 1986-го, пока политики пытались уменьшить панику, тысячи простых людей были брошены в самое пекло радиации. Они боролись с невидимым врагом: разгребали, отмывали, хоронили зараженные объекты. Сегодня все понимают, что это были герои, принявшие на себя первый удар. Полученные в зоне радиации рентгены буквально съедали изнутри крепких и здоровых мужчин. Когда в городском парке Батайска открыли памятный знак в честь наших земляков-жертв аварии на Чернобыльской АЭС, то на нем были выбиты слова из Библии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», а ниже — «Батайчанам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. 26 апреля 1986 год».

А тогда тысячи людей со всех концов бывшего СССР были командированы для ликвидации последствий катастрофы. Многие даже не знали, куда их везут. Среди тех, кого откомандировали из Батайска в Чернобыль, был и Александр Сергеевич Никулин. Сейчас в городе его знают как зампредседателя союза «Чернобыль», человека, награжденного медалью «За спасение погибавших» и знаком «За заслуги» I степени. А тогда это был обычный батайский работяга, сварщик, у которого дома подрастали двое сыновей.

— Повестка в военкомат мне пришла год спустя, по почте, я ее даже не сразу увидел. Тогда многих отправляли в Чернобыль, но те, кто возвращался, старались не распространяться о том, что на самом деле произошло. Так что я тоже толком не знал, куда и зачем меня везут, — вспоминает чернобылец.
Наши земляки работали на очистке радиоактивного мусора в основном на крыше третьего энергоблока, внутри помещений, строили защитный саркофаг, занимались дезактивацией местности. Работали в селениях на замене камышовых крыш, где скопилась радиационная пыль. Отправляли зараженную технику на могильники.

Годы боли и надежды
Александра Сергеевича назначили замкомандиром ремонтной роты по воспитательной работе. Приехав на Украину, батайчане мало что знали о радиации и о том, насколько она опасна. Он вспоминает, как жутко было видеть опустевшие дома, деревни… Казалось, что жизнь замерла. Сады и огороды ломились от обилия овощей, ягод и фруктов, а собирать их было некому, да и было это смертельно опасно. Но никто не мог даже предположить, какими будут последствия аварии.
О том, что прежней жизни больше не будет, стало ясно после возвращения, когда вдруг ухудшилось здоровье. Спустя пять лет после ликвидации все вернувшиеся живыми батайчане получили инвалидность. В 1991 году в нашей газете «Вперед» Никулин прочел о том, что в Батайске открылось отделение общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» России. В нее вошли ликвидаторы аварии, вдовы погибших во время ликвидации и умерших от болезней после нее.
На самом деле «Союз Чернобыль» появился не от хорошей жизни. В 90-е годы нормативно-правовая база оставляла желать лучшего, и чернобыльцам приходилось в одиночку отстаивать свои права и буквально выбивать положенные им по закону льготы. Доведённые до отчаяния чернобыльцы устраивали митинги протеста, объявляли голодовки. Многим приходилось доказывать свою правоту через суд. А общественные организации позволяли вести работу более слажено. После смерти первого председателя Батайской городской организации Супрунова Владимира Павловича в декабре 2003 года главой Союза был выбран Александр Иванович Чекушкин, который руководит им по сей день. Если в первые годы работы организации приходилось заниматься делами насущными, выбивать чернобыльцам квартиры, санаторные путевки, лечение, то после встал вопрос о сохранении памяти о той страшной весне.

По словам Александра Сергеевича, спустя 35 лет ликвидаторов особенно волнует вопрос о том, сделали ли выводы потомки. Ведь всем им, оставившим в Чернобыле жизнь или здоровье, казалось, что подобная трагедия больше не повторится, но на фоне событий на Украине, после начала военной спецоперации по защите России от внешней военной угрозы со стороны Запада, оказалось, что многие будто забыли ту катастрофу.

О ком звонит колокол
— Мы проводим большую работу по патриотическому воспитанию в учебных заведениях города, приводя яркие примеры героических поступков и верности наших товарищей своему долгу. Дружим со школьными коллективами, руководителями школьных музеев, городским музеем истории, городским досуговым центром, Домом Детского Творчества, Детской художественной школой, центральной городской библиотекой им. М. Горького. Все вместе проводим самые разные мероприятия, встречи, заседания круглого стола. Например, конкурс рисунка «Чернобыльская трагедия глазами детей» стал уже традиционным. Лучшие работы занимают призовые места в области и в городе. Радует, что дети и подростки интересуются этой темой, задают вопросы, сами что-то читают в Интернете. В Батайске помнят о людях, прошедших эти тяжелые испытания, тех, кого уже нет с нами, — говорит зампредседателя Союза «Чернобыль».

В этом году 26 апреля батайчане снова пойдут в городской парк к памятнику «Живым и павшим участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Как вспоминал автор композиции скульптор и Заслуженный художник России батайчанин Сергей Исаков, эта работа более десяти лет ждала своего часа. Центральной фигурой стал солдат, стоящий на сфере — земном шаре. Под его ногами и на гимнастерке пламя, которое вырывается из разрушенной атомной станции. С правой стороны от монумента стоит колокол на человеческих руках. Каждую руку поддерживают еще 48 других рук из земли. Они символизируют 24 тысячи человек, которых направили из Ростовской области на ликвидацию последствий аварии. C левой стороны стоит атом — три круга, на которых вращаются шары. Это напоминание потомкам о том, что мирный атом при неправильном обращении может привести к катастрофе.

Алена Васнецова