Госуслуги: прощай, очередь!

Новости в Батайске
6

Почему портал стал таким популярным, как помогает людям и зачем вам тоже нужна учётная запись?

Говорят, в России две беды — дураки и дороги. Но на самом деле говорим две, а подразумеваем четыре — бюрократию и очереди туда же. В 2009 году был запущен проект Госуслуги — единый портал, объединяющий разные управы — от ЖКХ до МВД. В 2020 году количество зарегистрированных пользователей на нем превысило 78 млн человек. Это почти 2/3 всех граждан страны старше 14 лет.

Без бумажки ты букашка

Все мы знаем фразу «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек». Действительно, без паспорта или свидетельства о рождении, полиса, СНИЛСа, прописки, водительских прав или медицинской книжки гражданина страны вроде как и нет. Но если раньше, чтобы получить любой из вышеперечисленных документов, нужно было прийти в определенное учреждение, отстоять очередь, собрать целый пакет необходимых бумаг и потом еще пару раз потоптаться в очереди, то сегодня эта история уходит в небытие. Сейчас у каждого есть возможность получения государственных услуг в электронной форме быстро, просто и качественно. Вызвать врача онлайн, записаться на прием к узкому специалисту, оформить маткапитал или загранпаспорт, оплатить штраф, налог или госпошлину, записать ребенка в школу или детский сад, поставить на учет автомобиль и иметь всегда под рукой QR-код… Перечислять количество услуг и сервисов можно бесконечно, так как новые функции добавляются чуть ли не каждые полгода.

По статистике в 2020 году через единый портал было получено более 230 млн госуслуг и сервисов. Средняя ежедневная аудитория превысила 4 млн пользователей в день. Самой популярной услугой среди россиян на портале стала запись на прием к врачу. За полгода ее оформляли 57,3 млн раз. На втором месте — информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования (20,2 млн заявок), а на третьем — единовременная выплата на детей от 3 до 16 лет (15,2 млн заявок). Когда в прошлом году стартовала перепись населения, только за первый день, даже не за сутки, более 1 млн человек переписались на Госуслугах.

Три шага вперёд

Чтобы зарегистрироваться на Госуслугах, достаточно просто зайти на портал и заполнить страницу регистрации, указав ФИО, номер мобильного телефона или e-mail. После того, как придет код подтверждения, нужно заполнить данные паспорта, номер СНИЛС и дождаться положительного результата проверки данных. В случае возникновения технических проблем можно обратиться за помощью по телефону горячей линии портала Госуcлуги: 8-800-100-70-10.

Но после регистрации обязательно нужно подтвердить личность самостоятельно. Это можно сделать тремя способами.

*Проще всего, если у человека уже подключен онлайн-банк. Возьмем для примера приложение того же Сбербанка на телефоне (вообще подходит приложение любого банка, в котором зарегистрирован пользователь). На главной странице приложения «Сбербанк» выберите раздел «Платежи». Из перечня выберите категорию «Регистрация на Госуслугах», затем в появившейся форме выберите «Подтвердить учетную запись». Проверьте правильность и актуальность личных данных, введите свой СНИЛС и нажмите «Продолжить». После поиска вашей учетной записи на портале Госуслуг в приложении появится сообщение «Ваша учетная запись подтверждена».

*Следующий способ подойдёт для тех, у кого нет доступа в интернет. Нужно прийти в любой МФЦ с паспортом и СНИЛС, а там уже специалисты за десять минут все оформят.

*И третий, самый долгосрочный вариант, при помощи заказного письма или электронной подписи. На это уходит от 2 до 14 дней. На странице регистрации нужно выбрать строку «Другой способ регистрации» и указать свои ФИО, электронную почту и телефон, затем данные СНИЛС и паспорт и подтвердить личность заказным письмом через Почту России или с помощью электронной подписи.

Новые сервисы

К сожалению, батайчане, как и остальные пользователи Госуслуг, до сих пор вынуждены совмещать цифровые услуги с «аналоговыми», иногда скачивать и распечатывать документы для их последующего предоставления в место получения услуги. Но необходимо понимать, что это связано не с самой системой работы портала, а со сложным процессом перевода и унификации системы предоставления услуг государственными учреждениями. К 2023 году уже более 50% госуслуг можно будет получить онлайн, вообще не выходя из дома. Например, с января этого года застройщики смогут проводить согласования большинства документов через портал.

Также в этом году в приложение «Госуслуги.Авто» хотят внедрить функции обжалования штрафов, оформления европротокола при ДТП, заключения договоров купли-продажи транспортных средств онлайн и загрузки данных о техосмотре и страховках. Кроме этого, уже с сентября 2021 года появилась возможность обжаловать штрафы с дорожных камер онлайн. Раньше для этого было необходимо направить заявление лично или через почту с приложением доказательств (при необходимости) в подразделение, которое вынесло постановление об административном правонарушении. Эти действия тратили много времени и нервов, к тому же требовали расходов на отправление письма. Сейчас жалобу можно отправить онлайн на портале Госуслуг или на сайте суда по месту совершения правонарушения.

Ближе к лету должно заработать федеральное мобильное приложение «Народный инспектор», с помощью которого бдительные граждане могут самостоятельно фиксировать нарушения правил дорожного движения и отправлять фото или видео с «уликами» в полицию. До 1 июня кабмин должен внести соответствующие изменения в законодательство. Это нужно для того, чтобы постановление об административном наказании за нарушение ПДД выносилось без составления протокола. Сейчас так работает система автоматизированной фото-и видеофиксации нарушений ПДД (камеры на дорогах).

 

Люди говорят

«Портал универсален и незаменим»

Светлана КУЗЬМЕНКО:

— Честно говоря, я не понимаю людей, у которых нет учетной записи на портале. Как правило, это глубокие пенсионеры, для которых и смартфон — что-то из ряда фантастики, или подростки, которые еще не оценили все прелести Госуслуг. Хотя, как только моему сыну исполнилось 14, тут же заставила его оформить учетную запись. Во-первых, он сразу получил «Пушкинскую карту» — это виртуальная карта, доступная именно в приложении «Госуслуги. Культура». Государство выделяет ежегодно пять тысяч рублей на то, чтобы молодой человек (от 14 до 22 лет) мог купить на них билеты в театры, музеи, филармонии и даже кинотеатры. А во-вторых, для него там много полезной информации: например, можно пройти профориентацию, найти подработку, скачать и оформить первый трудовой договор. Сама же я стараюсь практически все оформлять через портал. Недавно, например, поменяла права. Оформила медсправку, дома заполнила на портале соответствующее заявление, записалась на удобное для меня время и, приехав в ГИБДД, за 10 минут забрала их. Через Госуслуги оформляю и электронный больничный, и детские пособия, там же оперативно гашу штрафы за авто (тогда они выходят вдвое дешевле), оплачиваю ЖКХ и многое другое. Здесь же муж зарегистрировался как самозанятый и здесь же спокойно платит налоги.

Алёна ВАСНЕЦОВА, фото из открытых источников