Сладко жить не запретишь.
Сегодня мед можно купить на каждом шагу. Он продается в супермаркетах, на ярмарках, с колес и на сайтах объявлений. Но сами пасечники признаются, что едят только свой продукт, а всем остальным рекомендуют брать только «с рук» у проверенных пчеловодов. Как продавцы обманывают покупателей и на что стоит обратить внимание, чтобы природное лекарство не стало ядом, узнавала газета «Вперед».
Сидите и не жужжите
Батайчанин Сергей Петров [имя изменено по его просьбе] держит пасеку уже больше десяти лет. По словам пчеловода, в последнее время на Дону это мирное, казалось бы, дело стало чуть ли не поводом для инфарктов. Все больше пасечников сворачиваются и перестают заниматься откачкой.
— Мой товарищ из Кашарского района вышел утром к ульям и увидел возле каждого черные пятна. Ковер из мертвых пчел. У него погибло сразу сорок пчелиных семей. За сезон одна пчелиная семья собирает около тридцати килограмм, за год, соответственно, в два раза больше. А если лето было хорошим и все вокруг обильно цвел, то можно собрать около ста килограмм меда с одного улья. Для него пчелиный мор стал крахом. А все дело в том, что поля потравили гербицидами. По закону фермеры обязаны предупреждать пасечников, чтобы они не выпускали пчел в день обработки химикатами. Но одни понимают, что их же поля опыляются пчелами, а другие, в погоне за урожайностью, ни о чем, кроме выручки, не думают, — разводит руками Сергей. Он поясняет, что такая вопиющая халатность процветает не только в Ростовской области, а по всему югу страны.
Донские пчеловоды вместе с товарищами по несчастью из Ставропольского, Краснодарского краев и Орловской области жалобами закидывают Минсельхоз. В итоге, в этом году ведомство подготовило поправки в закон: аграриев обяжут предупреждать пчеловодов о распылении химикатов минимум за пять дней, информировать о конкретных применяемых препаратах, их классе опасности и точно указывать участки, которые планируется обрабатывать. Предложения одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, их отправили в Госдуму.
— Но, помимо этого больного вопроса, есть еще целый ряд факторов, который делает медовый бизнес, если вести его прозрачно и строго по букве закона, просто разорительным. Для того, чтобы официально продавать мед на рынке или в магазине, пасечник должен пройти целый круг бюрократического ада. Брать справки у ветеринаров, собирать кипу документов. Поэтому большинство не заморачивается, продает среди своих. У каждого уважающего себя пчеловода есть годами наработанная клиентура, натуральный мед разбирают слету, — говорит он.
Липовый мед
Покупать мед только у знакомых пасечник советует, чтобы не столкнуться с подделками.
О том, насколько такая вероятность велика, мнения расходятся. Например, председатель Союза пчеловодов России считает, что на рынке контрафакта может быть до половины. Но в Национальном союзе пчеловодов приводят куда более скромную цифру в 0,3% от всего меда, продаваемого в стране.
Самая грубая фальсификация — когда за мед выдают продукт на основе глюкозно-фруктозного сиропа. Мед научились подделывать так ювелирно, что без серьезных лабораторных исследований отличить натуральный продукт от поддельного крайне сложно. А люди вынуждены отдавать в сезон простуд за него немалые деньги.
Также мед может быть не контрафактным, но при этом плохим по качеству. Допустим, если пчелы собирали его в черте большого города, то он может быть опасен, поскольку все медоносные растения имеют особенность впитывать тяжелые металлы. Поэтому стоит выяснить, где стояла пасека. Донской степной мед из Чертковского, Миллеровского, Вешенского, Тарасовского районов — там, где слабо развита промышленность, считается высокого качества и чистым.
А вот самый популярная уловка тех же пасечников: выдавать один сорт меда за другой. Например, подсолнечный мед, который считается самым дешевым, продают, как натуральный цветочный, донниковый, акациевый или липовый. Считается, что липовый мед легко узнать по светло-желтому оттенку, но таким может уродиться и подсолнечный, так что обмануть покупателя, который не в теме, проще простого.
— Часто деляги подкармливают пчел сахарным сиропом, чтобы увеличить выход меда. Конечно, в начале весны даже нужно поддержать пчелиную семью сиропом, но жадные хозяева делают это и во время сбора, чтобы увеличить объем. Казалось, бы мед как мед, но у него другое соотношение фруктозы и глюкозы. В результате он получается более калорийным, — предупреждает пасечник.
Еще некоторые продавцы, пытаясь выдать прошлогодний мед за свежий, нагревают его, чтобы расплавить. Пчеловоды объясняют, что любой мед со временем засахаривается, в этом нет ничего страшного. Но по засахаренному меду видно, что он прошлогодний. При этом высокая температура убивает всю пользу, при нагревании мед распадается на сахарозу и фруктозу и уже не сильно отличается от сахара.
— Так что качественный мед вы, скорее всего, купите только у знакомого пчеловода. Для которого репутация – не пустой звук, — резюмирует пасечник.
Кстати
Золотой дефицит
Пчеловоды Ростовской области в этом году получили неурожай майского меда. Причиной стали затяжные дожди. Обычно пасечники собирают три вида меда: майский, разнотравье и подсолнечный. Но из-за зарядивших в мае, июня и июле ливней пчелы не могли работать. Разнотравье покачать также толком не удалось. С июля по август собирали мед из подсолнуха.
Неурожай сказался и на ценах. Так, средняя цена за три литра составляет три-четыре тысячи рублей. А в прошлом году мед уродился. Пчелы перезимовали хорошо, было много и майского меда – цена на него заметно снизилась, почти на тысячу рублей. В прошлом году за трехлитровую банку разнотравья брали около полторы тысячи, а подсолнечный можно было купить и за тысячу.
Статистика
Языком цифр
По данным ВЦИОМ, чаще всего россияне приобретают мед у знакомых и пчеловодов-любителей (54%), на рынках и специализированных ярмарках (21%), в магазинах (13%), получают мед в качестве подарка (12%) или у частных пчеловодческих хозяйств (10%). Но мало кто интересуется наличием ветеринарных сопроводительных документов, которые обязательно должны быть у продавцов меда – ветсвидетельства (при перемещении продукта между субъектами РФ) или ветсправки (при реализации внутри одного субъекта).
В Ростовской области пасечники, в основном, используют породы пчёл карпатка и карника, которые хорошо переносят зиму.
На Дону насчитывается около 140 тысяч пчелосемей, а растет более 400 видов медоносных трав.
Алена Васнецова
Фото из открытых источников.