Семья Ганзенко давно мечтала посетить этот славный город — памятник Победы. Светлана поделилась с нами впечатлениями от путешествия, посоветовав непременно побывать там.
Великая Сталинградская битва закончилась 2 февраля 1943 года. Поэтому очень символично, что именно в феврале нашим батайчанам удалось прикоснуться душой к этим эпохальным местам.
Паломничество
«Как и многие, я с детства испытывала священный трепет перед грандиозными событиями, развернувшимися во Вторую мировую. Безмерно восхищаюсь поколением победителей, их сверхчеловеческими поступками и беспримерными подвигами. Поэтому для себя решила в знак благодарности и уважения объехать самые знаковые места тех доблестных лет – города-герои. Можно сказать, совершить своеобразное паломничество.
Мы стараемся путешествовать всей семьей, приобщать и детей к исторической памяти. Уже побывали в Ленинграде, Москве, Мурманске, Керчи. И вот добрались, наконец, до Волгограда.
Имя ему — Сталинград
Перед нами предстал холодный, суровый, без прикрас, фонтанов и зелени, но от того такой торжественно-величественный и непритворно-настоящий город. Особенный, монументальный, полный достоинства и гордости. Имя Сталинград, кстати, ему больше подходит по характеру. И, что интересно, этот зимний стальной город с самобытной красотой и героической историей оставил необыкновенно теплые воспоминания. Не променяла бы его на летний.
По пути из окна машины во все глаза знакомились с миллионником. Довольно чистый, ухоженный, неторопливый. Сразу заметно, что местные дендрологи и ландшафтники вкупе с коммунальными службами едят свой хлеб не зря: по крайней мере растения центрального района все как одно профессионально обрезаны и обработаны спецраствором.
Стоит чуть свернуть с главных магистралей – тут же окунаешься в знакомую до боли дончанам проблему – разбитые наухнарь дороги. Водителям приходится выписывать залихватские кренделя, рискуя столкнуться со встречным транспортом.
Пробок за четыре дня замечено не было. Тут очень развита и востребована волгоградцами трамвайная сеть. Причем и сам красно-рогатый транспорт, и его рельсы, не утопленные в дорожное полотно, – еще СССРное наследие. Таких ретротрамвайчиков я не видела с юности. Сын с дочкой сразу окрестили их божьими коровками за цвет и неуклюжесть. К слову, жили мы в отеле рядом с божьекоровной остановкой – скрип, лязг и дрожь земная были нашими спутниками с утра до ночи.
Более того, в городе имеется метротрам – своеобразная достопримечательность, обязательная для посещения туристами. Это гибрид подземного метро с трамвайным составом из пары-тройки вагонов вместо привычных высокоскоростных поездов. Стоимость его – 25 рублей.
Еще одна откровенная беда Волгограда – полное отсутствие тротуаров в частном секторе. Такое мы наблюдали впервые. Прохожие передвигаются прямо по проезжей части. Даже гордость взяла за наш Батайск с его пусть неблагоустроенными, но все же пешеходными дорожками.
Планетарий
В первый день у нас был знаменитый волгоградский планетарий, подаренный немецкими рабочими советскому народу. Перед посещением огромного звездного зала, где показывают завораживающие полнокупольные научно-познавательные фильмы о космосе, нам провели небольшую ознакомительную экскурсию по зданию. Надо сказать, некоторые, в том числе и моя дочь, сладко посапывали во время часового фильма со спецэффектами, пригревшись в темноте и став после объектами для шуток про подкорковую память и связь с космосом через гипоталамус.
Театр
В каждом городе обязательным к посещению у нас является местный театр. В Волгограде мы выбрали Новый экспериментальный театр (НЭТ). Провинциальные подмостки ничем не уступают столичным, а зачастую и превосходят их. Билеты при этом очень демократичные: мы приобрели в 1-м ряду по 500 рублей. Всё, начиная от красивого здания, роскошного внутреннего убранства и заканчивая трехчасовым спектаклем «Стакан воды» и великолепной игрой актеров, было на высоте. Давно мы не получали такого удовольствия от лицедейства. Браво, волгоградцы!
Экскурсия
Следующий день был самым насыщенным и волнительным. Мы купили в турфирме индивидуальную обзорную экскурсию по основным достопримечательностям. Да, стоит недешево: отдали 7 тысяч рублей за четыре часа. Но оно того стоило. На этом точно экономить не следует. Профессиональный гид просто незаменим в городе, пропитанном историей. Сталинград недостоин бездумного блуждания по улочкам. Обязательно нужен человек, который живет им, знает его до крупицы, человек, который зажжет в каждом глубокое уважение к этим священным местам.
Нам поведали о трех судьбах одного города – Царицына-Сталинграда-Волгограда. Показали места, где он зародился, ширился, рос, превратившись в мощь и силу, рубеж рубежей в Великую Отечественную. Мы побывали во всех знаковых местах: возле выживших после адского ада мельницы Гергардта и дома-памятника Павлова, знаменитого фонтана «Детский хоровод» и сталинградского тополя – символа несломленного города. Прогулялись по набережной, где насмерть стояли бойцы, так и не подпустившие фашистов к Волге. Видели Вечный огонь на площади Павших Борцов, где несут свой торжественный караул школьники, и военную технику, нашедшую, наконец, свой покой на каменных постаментах.
Посетили и музей Сталинградской битвы со знаменитой панорамой – на мой взгляд, лучший из всех военных музеев. Здесь столько раритетных, подлинных, выстраданных вещей, о которых мы много слышали, а теперь довелось увидеть собственными глазами.
Мамаев Курган
Но апофеозом, конечно, стал мемориал на Мамаевом Кургане с венчающей его Родиной-Матерью. Ни один приезжий не в силах миновать этот грандиозный памятник народу-победителю. Нередко люди, будучи в городе проездом, прямо с тяжелыми чемоданами приходят сюда поклониться доблестному городу и его защитникам.
Накануне ночью выпал небольшой снег, а утром грянула резкая оттепель. И мемориал предстал перед нами в редком празднично-торжественном наряде: легкая изморозь окутала камень, и от того он стал благородно-седым с темными талями.
Здесь символичен каждый элемент. И вырастающий из земли богатырь с автоматом и гранатой, и скорбящая над погибшим сыном мать, и высокие стены с высеченными лозунгами, и даже пирамидальная тополиная аллея. Дух захватывает, пронимает дрожь, наворачиваются слезы. А ты идешь и идешь. Всё выше и выше. 10, 20, 200 ступеней… По числу дней Сталинградского сражения. С самого входа умолкаешь, опускаешь голову под грузом святости места в знак почтения, погружаясь в себя и свои ощущения.
Словами не передать охватывающие чувства в Зале Воинской Славы с каменными знаменами, по которым стекают навеки застывшие рубиновые капли крови, со слюдяными стенами, выполненными в виде солдатских писем-треугольников, метущимися тучами в проеме крыши, мраморной рукой с пылающим факелом и застывшими в недвижимом почетном карауле военными. А в воздухе щемящий душу голос Левитана и отсчет секунд в такт биения огромного общего сердца.
Наши души впитывали, сопереживали, плакали, дотрагиваясь до такого величия и таких страданий человеческих. И мы, завороженные, не замечали ни холода, ни голода, ни усталости. Шли, шли, шли… К Ней. К Той, ради которой прилетели за сотни километров. К Нашей Родине.
Очнулась, когда сынок крепко сжал мою ладонь, теснее прильнув ко мне и тихонько прошептав: «Я боюсь ее, мама! Она такая огромная, мощная и грозная…» Но шел дальше, как под гипнозом, страшась поднять глаза на величественную исполинку. Вот она сила мастерства создателей! Такое врезается в память на всю жизнь.
Ранним утром в день отъезда, когда город еще спал, я тайком от родных вернулась сюда, чтобы еще раз проделать тот же памятный путь. Побыть один на один с моей Родиной. Мысленно побеседовать с ней. Прикоснуться к ее постаменту. И низко поклониться могилам героев.
Вечная слава тебе, Сталинград!»
Юлия ПАЦУЛА, фото семьи Ганзенко