Закон защищает

Новости в регионе
165

На Дону отметили Всемирный день прав потребителей.

На прошлой неделе, 15 марта, отмечался Всемирный день прав потребителей. Во всех странах мира вспоминают четыре основополагающих принципа прав потребителей: права на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. В России первый закон о защите прав потребителей появился в 1992 году, и с этого момента покупатель стал защищен юридически.

Под каким девизом потребительское движение отметит 2025 год, узнавала газета «Вперед».

Большая история

Каждый год 15 марта в мире отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этот день, в 1961 году, Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя. «Потребители — это все мы» — сказал Кеннеди. — Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».

Впервые Россия отметила Всемирный день прав потребителя в 1992 году, когда был принят закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан. Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 году, но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерацией во Всемирную организацию союза потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом.

В этом году Всемирный день защиты прав потребителей пройдёт под девизом «Справедливый переход к устойчивому образу жизни».

Крайне важно, чтобы выбор экологически чистых и полезных для здоровья продуктов, товаров стал более доступным для потребителей, эффективное и рациональное использование ресурсов не наносило бы вред окружающему нас миру, развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей стало бы доступным для различных групп населения.

В эпоху экологических проблем и растущего осознания хрупкости нашей планеты, принятие устойчивого образа жизни становится необходимой и важной обязанностью каждого гражданина.

Устойчивый образ жизни – это подход, который сосредоточен на осознанном потреблении, стремлении к минимизации ухудшения состояния окружающей среды, вследствие потребления человеком продуктов и ресурсов с учетом их воздействия на окружающую среду, социальные аспекты и личное благополучие. Этот подход нацелен на минимизацию отрицательного воздействия человеческой деятельности на планету и на создание более сбалансированного и устойчивого образа жизни.

Полезно знать

Отметим, что в Ростовской области уже в течении 16 лет реализуется программа защиты прав потребителей, которая строится на основе программного подхода, системной работы муниципалитетов и общественных объединений.

По уровню защищенности потребителей наш регион занимает третье место в рейтинге субъектов Российской Федерации. По ряду ключевых критериев опыт нашего региона признан передовым

Если говорить языком цифр, то ежегодно 80 тысяч граждан получают помощь в решении своих вопросов с помощью специалистов в муниципалитетах, работы общественных приемных департамента, областного телефона «горячей линии», электронной почты. Проводится большая информационная работа с подрастающим поколением

Конечно, в этом году будет обсуждаться и тема справедливого перехода к устойчивому образу жизни.

— Справедливый переход подразумевает то, что переходный процесс к устойчивому образу жизни должен обеспечивать социальную справедливость, должны соблюдаться права человека и его потребности. Каждому человеку необходимо внести фундаментальные изменения в то, что мы едим, как путешествуем, как обогреваем, охлаждаем и снабжаем энергией наши дома, а также задумываться о продуктах и услугах, которые мы покупаем и используем, — пояснили специалисты Роспотребнадзора.

Специалистами Департамента потребительского рынка Ростовской области, Роспотребнадзора будут организованы мероприятия в рамках Всемирного дня предусматривающие различные формы работы, связанные с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения, и направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей.

Для справки

Принципы разумного потребления

Сознательность: Разумное потребление начинается с осознания последствий наших потребительских решений. Потребитель должен быть информирован о том, как производятся товары и как они влияют на окружающую среду и общество.

Минимализм: Отказ от избыточного потребления и стремление к простоте. Минимализм помогает сосредоточиться на том, что действительно важно, и снизить потребление ресурсов.

Экологическая устойчивость: Потребитель должен уделять особое внимание выбору товаров и услуг, которые имеют наименьший отрицательный экологический след, а именно покупать товары с экологическими сертификатами, уменьшать использование одноразовых изделий.

Локальное потребление: Предпочтение местным товарам и услугам способствует снижению уровня транспортных выбросов и поддерживает местное хозяйство и сообщество.

Добавим, что разумное потребление способствует более здоровому и сбалансированному образу жизни, снижая стресс и повышая уровень удовлетворенности. Минимизация избыточного потребления ведет к экономии денежных средств и способствует более ответственному управлению финансами.

Кстати

Департамент потребительского рынка Ростовской области информирует о работе общественных приемных по защите прав потребителей в 2025 году, где можно получить бесплатную консультативную помощь.

Сотрудники общественных приемных обеспечивают правовой анализ ситуации, оценивают перспективы разбирательства, дают рекомендации, разъясняют порядок действий и помогают подготовить необходимые документы.

Услуги доступны как лично, так и через электронную почту 616617299497@mail.ru или по телефону в Батайске: 7(863)5423604

Тем временем

Кроме того, бесплатную консультацию можно получить по телефону горячей линии: 8 (961) 301-0-103.

По данным департамента потребительского рынка области, в прошлом году на телефон «горячей линии» поступило 1518 обращений. Кроме того, письменные ответы на обращения были направлены по электронной почте 165 потребителями.

Алена Васнецова

Фото из открытых источников.

2025, потребители, праздник, ростовская область