Батайчанка Мария Кандалова умоляет всех неравнодушных подписать петицию, с помощью которой она надеется привлечь внимание к морякам, застрявшим на Украине. В январе 11 российских сухогрузов встали на ремонт в городе Измаил Одесской области. В общей сложности на борту находилось 87 человек, в том числе и наш земляк Василий Кандалов. О том, как обычная командировка стала для
её мужа ловушкой, Мария рассказала газете «Вперёд».
Хотели сэкономить
«Спасите наших моряков сухогрузов!» — так начинается петиция, которую разместила в Сети батайчанка, чей муж с января не может вернуться домой. Крик души отчаявшейся женщине пришлось опубликовать спустя девять месяцев разлуки и ожиданий. Мария пошла на такой шаг, потому что уже не знает, куда обращаться.
— После школы Вася поступил в ростовское училище им. Седова, после чего сразу пошел в плавание. На сухогрузе он работает уже более десяти лет, в московской судоходной компании, с которой регулярно подписывал контракт. На четыре месяца уходил в плавание, а потом четыре месяца отдыхал дома. Так и было и в этот раз. Муж в декабре ушёл в рейс, а в январе их «Свирь» отправили на плановый ремонт в Измаил, впрочем, как и десяток других сухогрузов. Причем экипаж переживал из-за непростой обстановки, которая уже складывалась между странами, но руководство компании, видимо, пошло на такой риск из-за ценовой политики, так как там ремонт обошелся бы дешевле. Нашим сказали, что ничего страшного не произойдет, но в итоге их просто не выпустили из порта. После начала спецоперации украинские пограничники запретили россиянам покидать судна и сходить на берег, — объясняет Мария.
Об истории задержанных под Украиной российских судах широкая общественность узнала весной этого года, когда на одном из сухогрузов умер 64-летний суперинтендант Юрий Редько. Он прибыл в Измаил на «Волго-Балте 193», у него не было серьезных проблем со здоровьем, но после того, как люди несколько месяцев провели в заложниках в порту, у многих моряков старшего возраста на нервной почве проявились хронические заболевания. Тогда проблему озвучила уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. С февраля из 87 гражданских моряков в Россию удалось вернуть лишь 20 человек. В начале мая после обмена на родину приехали 11 членов экипажа с сухогруза «Авангард». В июне удалось неофициально вывезти с Украины ещё девять гражданских: двух мужчин старшего возраста и всех женщин, большинство из которых работали поварами.
В подвешенном состоянии
По словам батайчанки, первым делом с каждого судна нужно было выдвинуть тех, кто нуждался в экстренном возвращении домой. Например, со «Свири» отправили женщину-повара и старшего механика, у которого четыре месяца держалась высокая температура. Отправили домой и 21-летнего матроса, чья психика не справилась с происходящим. У парня начались галлюцинации и панические атаки, он сбежал босиком с корабля, его только под утро остановил патруль. Украинским пограничникам матрос сказал, что пошел за мотоциклом, чтобы ехать домой, в Россию. Его вернули на судно. Но приступы стали повторяться, ему стали везде мерещиться какие-то собаки, в итоге, коллеги были вынуждены запереть его в каюте и по очереди де-журить рядом с ним.
Другие члены экипажа остались дальше ждать своей участи. К счастью, у людей есть возможность ежедневно звонить домой по видеосвязи. У Марии и Василия Кандаловых подрастает двое сыновей. И если старший в свои 11 лет помнит папу и переживает за него, то годовалый малыш уже не узнает родного отца, которого не видел так долго.
— Физически моряков не обижают, но каждый день утром и вечером их досматривают, проверяют документы. Но самое страшное, что на кораблях нет отопления, грядущую зиму люди могут просто не пережить, — говорит Кандалова.
Сами моряки, оказавшиеся в заложниках в украинском порту, уже записывали видеообращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть их домой. Люди получили официальный ответ, что их имена есть в списках на возможный обмен. По данным телеканала RT, как минимум дважды группы моряков могли вывезти на родину, но каждый раз обмены срывались. Так, в середине мая три экипажа на автобусах повезли в сторону Запорожской области. Украинские правоохранители сообщили, что моряков готовы обменять. Однако через 200 км все автобусы развернули обратно, сказав, что на линии соприкосновения неспокойно.
Надеяться и верить
Родственники моряков также обращались в ООН, Красный крест, отделы по правам человека и министерство обороны, но вразумительного ответа им никто так и не предоставил.
— Сама судоходная компания, чьи работники стали заложниками ситуации, вовсе отмалчивается, — разводит руками батайчанка, — Поэтому я реши-ла написать петицию, чтобы на нашу проблему обратили внимание. На данный момент её уже подписали около двух тысяч человек.
Женщина признается, что ей страшно ещё и из-за того, что после объявления мобилизации и референдумов украинские пограничники начнут отыгрываться на российских мужчинах, либо возможность обмена опять отодвинется на неопределенный срок. Официально морякам не сообщили причину, по которой их удерживают. Украина не дает комментариев по этому поводу. Застрявшим в украинских водах людям не дают ни статуса заложников, ни статуса пленников, что уменьшает способы как-то вызволить их оттуда.
Сама Мария держится только благодаря ежедневной видеосвязи с мужем, что не позволяет ей опустить руки. И благодаря поддержке матери и брата, которые помогают ей присмотреть за детьми, пока она подрабатывает мастером маникюра.