Дело привычки. Батайские воспитатели раскрыли секреты успешной адаптации к детскому саду.

Новости в Батайске
6

С сентября начинается не только учебный год, но и детсадовский. Именно в первый осенний месяц малыши впервые приходят в свои группы. Кто-то в ясельки, кто-то – к деткам постарше. Первые дни воспитатели рекомендуют приводить детвору на пару часов, чтобы просто освоиться в неизвестной обстановке. Но, несмотря на мягкую адаптацию, это самый нервный период как для детей, так и для их родителей. Мы узнали у батайских воспитателей, как помочь справиться с тревогой и обойтись без истерик.

Первый шаг
Понять страхи начинающих детсадовцев легко – разлука с родителями выбивает каждого из колеи. Опыта жизни без любимых родных людей у маленького человека ещё нет, поэтому оказавшись одним среди других таких же ревущих детей и незнакомых взрослых, первым делом возникает сильный страх. Именно он и запускает программу, что садик – это место опасности.

— Детский сад – это первый опыт коллективного общения ребенка, из привычной домашней атмосферы, где мама в любую минуту может прийти на помощь, малыш перемещается в незнакомое пространство и встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей. Появляются нормы и правила жизни группы, важна дисциплина, к тому же нарушается личный распорядок дня. Добавим сюда избыток эмоций, как позитивных, так и негативных, и слезы вполне объяснимы, — говорит заведующая детского сада № 17 «Я сам» Олеся Трунова.

По её словам, воспитатели имеют в своем арсенале целый ряд приемов и педагогических техник, которые позволяют пережить малышам этот стресс как можно мягче. Например, кукольный театр, музыкальная и песочная терапия. Не меньше внимания уделяется и родителям, которые зачастую взвинчены не меньше детей. Если маме и папе уделять внимание и рассказывать о том, как проходит день ребенка, объяснять важность режима, учить реагировать на детские эмоции спокойно, то тогда родители становятся лучшими помощниками воспитателям.

— Пройти адаптацию к детскому саду — серьёзный успех в жизни малыша. Это вхождение в большой «внешний» мир, который начинается за пределами семьи, квартиры, дома. Чтобы облегчить процесс, мы используем несложные приёмы в детском саду, — говорит педагог-психолог МБ ДОУ № 35 «Созвездие» Людмила Тарасова. — Умиротворяюще действуют на детей игры с песком. Он помогает расслабиться: руки зарываются в него – это приятные тактильные ощущения; природный материал медленно сыпется – это зрительно завораживает. Воспитатели в течение дня используют фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями на все режимные моменты для того, чтобы создать настроение у детей, избежать обыденности обстановки. Полезны в использовании массажные мячики, похожие на ежика. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре.

Погода в доме
Дала батайский педагог-психолог и советы родителям. По её мнению, помочь разгрузить нервную систему ребенка в период адаптации очень важно.

— Придумайте с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Также обязательно соблюдайте режим сна: укладывать спать вовремя, в одно и то же время. Как минимум за час до сна нужно перейти на спокойные игры, исключить телевизор и гаджеты. Снять стресс можно с помощью работы пальцев: пусть ребенок как можно больше рисует пальчиковыми красками, лепит из пластилина. Читайте терапевтические сказки на ночь. Или тактильные сказки. Это невероятно увлекательная техника сказкотерапии. Рассказывайте сказочные истории, используя все возможные подручные средства. Например, передаем ароматы из сказки с помощью аромамасел, героев изображаем реальными игрушками, совершаем описанные действия. И вообще, играйте чаще с малышом, балуйтесь, кривляйтесь, прогоняйте плохие мысли в окно. Все свободное время после сада постарайтесь посвятить прогулке. Пешие прогулки на свежем воздухе очень полезны для эмоционального баланса, — делится Людмила Александровна.

Воспитателя поддерживают коллеги из детского сада «Лазорик».
— Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. В нашем саду летом начался новый набор детей. Прошло не так много времени с момента первой встречи ребят с правилами, режимом и многим другим… в стенах детского сада. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, к новому режиму. И она зависит от возраста, состояния здоровья, уровня развития, умения общаться со взрослыми и сверстниками, сформированности предметной и игровой деятельности, приближенности домашнего режима к режиму детского сада. Причиной тяжелой адаптации является наличие у малыша своеобразных привычек, неумение занять себя игрушкой, мешают несформированные элементарные культурно-гигиенические навыки и отсутствие общения с незнакомыми людьми, — говорит заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Елена Мохнач. – Все наши педагоги стремятся к тому, чтобы дети как можно легче справились с трудностями адаптации. С радостью показывают новые игры, проводят совместные развлечения и конечно же дети приучаются к утренним гимнастике и занятиям. Ещё стараются по возможности создать условия, схожие с домашними — посидеть с ребенком на кровати перед сном, спеть песенку, попросить убрать игрушки. Так пребывание воспитанников в детском саду становится комфортным, безопасным, интересным, увлекательным и познавательным.

Кстати
На заключительном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России», который стартует 23 сентября в Ярославле, донской регион представит учитель-логопед новочеркасского детского сада №37 Александра Долина.

— Александра в этом году стала победителем конкурса «Учитель года Дона» в номинации «Воспитатель», а теперь педагог представит область на федеральном уровне. На первом этапе конкурса нашей землячке предстоит пройти испытания «Моя педагогическая находка» и «Педагогическое мероприятие с детьми», по итогам которых будут определены 15 лауреатов, — рассказал министр общего и профессионального образования Ростовской области Андрей ФАТЕЕВ.

Финалистов также ожидают второй и третий тур, после которого и будет определен победитель. И вопросы адаптации во время испытаний также будут.