Это просто космос!

Новости в Батайске
84

 В батайской школе №15-а прошла встреча, действительно, космического масштаба. Старшеклассники встречались с легендарной личностью – летчиком – космонавтом, Героем России Александром Александровичем Мисуркиным. Летчик-космонавт, исследователь, раскрылся как личность на этой встрече, рассказал о любви к профессии, о том, как происходит осознанный ее выбор и что нужно делать для достижения цели, как развить свои сильные стороны. Он показал видео-презентации, позволившие ребятам почувствовать себя участниками космических полетов, увидеть моменты исследований в космосе, фрагменты испытаний на выживаемость в разных экстремальных условиях. Ребята услышали его рассказы о выходах в открытый космос. Александр Мисуркин совершил три полета на Международную космическую станцию и в общей сложности провел в  космосе 346 суток 7 часов 4 минуты. Выполнил четыре выхода в открытый космос. Установил два национальных рекорда по длительности работы за бортом станции, один из которых остается действующим.2 февраля 2018 года космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров совершили выход в открытый космос. Время внекорабельной деятельности составило  8 часов 13 минут. Таким образом был установлен новый национальный рекорд, который остается действующим и на данный момент. В этом полете Александр был командиром корабля «Союз» и экспедиции МКС -54. Его третий полет в космос состоялся 8 декабря 2021 года, тогда Александр Мисуркин был командиром корабля.

                          Уникальная возможность

 Третий полет Александра Александровича Мисуркина проходил с еще двумя участниками 20-й экспедиции посещения МКС – ими были японский предприниматель Юсаку Маэдзава, для него полет был осуществлением мечты, и его ассистент Едзо Хирано. У школьников на этой встрече была уникальная возможность посмотреть видео, сделанное во время этого полета и даже интервью с туристом корабля, японским миллиардером. Они провели 12 дней на борту станции. Несмотря на то, что этот рейс был коммерческим, во время пребывания экипажа на борту МКС было реализовано девять экспериментов  по российской научной программе. Расстыковка, спуск корабля с орбиты и посадка прошли штатно, и спускаемый аппарат приземлился в 148 километрах юго-восточнее от города Жезказган в Казахстане.  Памятные знаки – шевроны с эмблемой одной из экспедиций Александра получили на встрече ребята, которые давали лучшие ответы на вопросы космонавта. А по результатам встречи решено написать эссе на тему, что я вынес из встречи с космонавтом? Лучшие работы школа направит самому Александру Мисуркину.

     Перечень научных исследований, которые осуществил в космосе и на земле Александр Мисуркин, огромен, они настолько серьезны, что даже названия не будут доступны для понимания широкой аудитории. Важно, что все они прошли успешно, и у летчика-космонавта большое число правительственных наград, свидетельствующих о его вкладе в космическую отрасль. В 2016 году за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, он получил звание Героя Российской Федерации. В 2019 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В его арсенале медали «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» трех степеней, знак и медаль Ю.А.Гагарина, медаль Алексея Леонова, знак преподобного Сергия Радонежского. Он также Почетный гражданин города Орла, города его юности.

                                 Раскрыть сильные стороны

 Встреча эта на самом деле стала погружением в тему космических полетов. А вопросы ребят и учителей, сотрудников библиотеки, организовавшей ее, были такие всесторонние, что ответы гостя могли бы составить ни одну научную статью для альманаха. Или для его каналов в интернете, которые он ведет  в Яндекс Дзен, В Контакте, в Телеграм. Начальные слагаемые успешного пути – это осознанный выбор профессии и стремление к эффективной самореализации, – так считает космонавт. Он вспомнил, как в школьные годы осознал свое желание стать космонавтом и ту помощь, которую ему оказала учитель, расписавшая ступени освоения профессии, по которым он и двигался в дальнейшем, считает бесценной.

 Родился Александр Александрович в Смоленской области. В школу пошел в Орловской области, учился в лицее №1 города Орла. Наталья Владимировна Афанасьева, педагог, которая вела предмет технология, подсказала будущему космонавту, что для начала надо освоить прыжки с парашютом, стать летчиком и, проявив себя, можно попасть в отряд космонавтов.Так он и поступил. Об учителях в канун их профессионального праздника он написал так: «Вы – настоящие «Центры управления полетами» для тысяч молодых жизней. Вы не просто вкладываете в головы формулы и даты, вы учите нас ориентироваться по нравственным звездам, быть смелыми и не бояться неизвестности».

 Сам Александр Александрович чутко относится к опыту других людей, в том числе коллег по профессии, известных личностей, и нередко берет у них интервью. С какой целью, он объяснил мне, что цель сугубо познавательная:   

-Я стараюсь всегда что-то улучшать в себе в плане личностного развития. Общаясь с людьми, ты можешь что-то из их опыта почерпнуть и применить у себя, – рассказывает он.– Особенно в тех областях, которые мне интересны и важны. Например, Александр Яковлевич Соловьев, космонавт, ученый, для меня пример №1 того, каким должен быть человек, чтобы решать проблемы в космосе.

Ребятам он так ответил на вопрос, как понять, правильно ли сделал свой профессиональный выбор:

-Сошлюсь на слова великого писателя Льва Николаевича Толстого: «Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть то, что делаешь».

 Ему посчастливилось испытывать это чувство в своей профессии, когда неделя в космосе из-за постоянной занятости пролетает как один день, который прожит с интересом, пользой и удовольствием.

 Если кому-то покажется, что находясь в космосе, и занимаясь исследованиями, космонавт не должен поддерживать свою физическую форму, тот ошибается. Вот как написал он об этом в своем телеграм канале и подобным же образом ответил ребятам:

– Много миллионов лет все живые организмы развивались и эволюционировали под  влиянием гравитации. Для человека сила тяжести это постоянная нагрузка, которую мы выполняем круглосуточно: стоим, ходим, удерживаем позу. В условиях космического полета эта нагрузка исчезает. И организм начинает адаптироваться — буквально избавляться от того, что не используется. Мышечная система из-за нагрузки теряет тонус и атрофируется, костная система в 10 раз быстрее теряет кальций, чем при земном остеопорозе. Изменения идут в нервно-мышечной системе, иммунной, перестраивается метаболизм. Если ничего не предпринять, через 2-3 недели космонавт просто не сможет нормально ходить, стоять и выполнять нагрузку на Земле. Поэтому ученые разработали систему профилактики, физические тренировки – это критически необходимый компонент полета, на который ежедневно отводится 2,5 часа.

 В доступной форме гость батайских школьников рассказывал об их научных экспериментах в космосе, о достижениях нашей страны в сфере освоения космоса и других стран. Рассказывал, как проявляют свои лучшие качества космонавты разных стран во время полетов. И, конечно, Александру Александровичу хотелось бы,  чтобы такие встречи, как эта, разжигали у ребят интерес к космосу, к исследованиям и полетам, развивали амбиции и учили не плыть в выборе профессии по течению, а, нащупав свои таланты, развивать их, и  заниматься любимым делом.

 Эта встреча была одной из тех, что летчик-космонавт Александр Мисуркин проводит  со школьниками старших классов и студентами образовательных организаций.  И если после таких встреч из сотни ребят не один, а 50 человек заинтересуются этой темой, вот это будет, действительно, космос!

                                  Татьяна Леонова