Мечтайте, но лучше ставьте цели.

Новости в Батайске
8

Наталья Анатольевна Насирова, педагог, преподаватель биологии
и химии из школы №4 Батайска, стала победителем Всероссийского конкурса педагогов в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» и автоматически стала также лауреатом губернаторской премии.

За подробностями её победы, за новыми образовательными технологиями этого учителя я отправилась в школу №4. Кстати, она в Батайске несколько лет держит первенство по городу в соревновании учебных учреждений. Здесь и правда красота и идеальная чистота, прекрасное оснащение кабинетов и вежливые нарядные дети. Плюс одаренные, продвинутые педагоги. Эти штрихи сразу бросаются в глаза. И победителей подобных масштабных конкурсов здесь тоже несколько.


«Дети любят мой предмет»

— Вы долго готовились к этому конкурсу? — задаю вопрос Наталье Анатольевне.
— Фактически три года. Имеет большое значение, какую жизненную позицию занимает педагог. У меня она — активная, поэтому я придаю огромное значение не только урокам, но и внеурочной деятельности по предмету. А на неё как раз и сделан акцент в рамках конкурса. Я люблю свой предмет, детей и мне с ними интересно работать. Как следствие, большая часть ребят любят мой предмет. И я пытаюсь развивать их в экологическом направлении.

Это только на бумаге звучит делово и суховато – экологическая деятельность. По факту это интереснейшие экспедиции, к примеру, на экологическую станцию в Подмосковье. Со школьниками там занимались преподаватели МГУ. Каждый день был посвящен определенному направлению. Так в первый день ребята собирали в лесу объекты, приносили их на станцию, делали срезы, изучали их под микроскопом. На второй день занимались гидробиологией, собирали образцы водных беспозвоночных, зарисовывали их, систематизировали, изучали. Ещё один день был посвящен ориентированию на местности, каждый проходил по своему маршруту вокруг станции. Участвовали в таких поездках ребята 6-7 классов. Можно представить, сколько новых впечатлений, знаний и навыков получили они в этой поездке!

Каждый год школьники вместе с Натальей Анатольевной ездят в Ростовский заповедник, где, к примеру, участвуют в пересчете улетающих птиц, или в акции «Зеленая ленточка». Уже традиционно они выступают на конференциях с исследовательскими работами и ежегодно становятся призерами и победителями.
Вот уже несколько лет они, участвуя в турнирах юных биологов, поднимались на пьедестал победы, а также участвовали в личном первенстве на Всероссийском турнире юных биологов. К таким испытаниям нужно готовиться не меньше года. Всем участникам дается набор задач, которые ребята должны решить и защитить. А по факту реальных ответов на эти задачи пока и нет, они открытые. И вот там каждая команда представляет свое. Это действительно расширяет кругозор школьников, выходя далеко за рамки учебника, развивает их навыки публичных выступлений, ораторского мастерства, умения вести дебаты.

Путь к успеху
Вот уже ни один год Наталья Анатольевна Насирова и сама участвует в конкурсе «Учитель профильной школы». Причем, она его неоднократный победитель и призер этого конкурса. В прошлом году она участвовала в конкурсе с работой «Путь к успеху», в которой, рассказывая о своей деятельности, подводила слушателя к мысли: если педагог будет занимать активную жизненную позицию и прививать её детям, то они добьются успеха. От успешности учителя зависит успешность ученика. Если учитель развивается, самообразовывается, то к этому же будут стремиться его дети.

Вот всего несколько примеров её собственного развития. На региональном фестивале-конкурсе «Учитель профильной школы» она, в соавторстве с Куц Н.И., получила диплом 1 степени за курс «Золотое сечение — красота и поиск совершенства». Диплом 2 степени на региональном фестивале-конкурсе в номинации учитель, реализующий идеи предпрофильной подготовки с курсом «Генетика – наука будущего». Этот авторский курс, получив лицензию, она уже второй год преподает в школе. Не лишне сказать, что ей самой довелось за последние три года пройти 19 курсов повышения квалификации — Всероссийского и регионального уровня. В Нижнем Новгороде и в Сочи, в рамках клуба Сириус ей довелось выступать с мастер-классом по подготовке к практическому туру олимпиад и учиться самой, как готовить учащихся к высокорейтинговым олимпиадам по биологии.

Целое направление в педагогике — практико-ориентированная деятельность. Поскольку школа №4 хорошо оснащена оборудованием, это им удается. Так, для примера, кабинет естествознания оснащен комплексом микроскопов, большим количеством микропрепаратов, различными моделями и 3D комплексом. Все это, безусловно, прививает ребятам любовь к биологии.

У Натальи Анатольевны большой педагогический стаж — 20 лет. 7 из них она работает в Батайске, и, как уже стало очевидно, не стоит на месте. В юности, живя в Новошахтинске, она с красным аттестатом закончила школу, затем Шахтинский педагогический колледж. После получила профессию учитель биологии и психологии. Так же педагогом была её мама, по чьим стопам она пошла. До сих пор с большой благодарностью она вспоминает школьных учителей по биологии и химии, которые привили ей любовь к этим предметам.

Биология — царица наук
Обращаясь к своим ученикам, она нередко произносит фразу: учите, ребята, биологию, это царица наук! Немало её учеников, полюбивших биологию, учатся в престижных медицинских ВУЗах Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя. Одна из выпускниц, звездочка, как её называли в школе, Лохматова Виктория теперь работает анестезиологом-реаниматологом в Целинском районе. Другой парень, выпускник Юрий Малашкин, успешно сдав биологию, посту-пил в институт и стал преподавателем физкультуры в лицее №10 Батайска. Её ученики выбрали для себя профессии стоматолога, педиатра, хирурга.

Не удержусь, чтобы не затронуть тему нового курса этого педагога — генетику. Это современная, быстроразвивающаяся наука, которая изучает проблемы генетического редактирования и инженерии, так популярные в современном мире.
Её ученики уже имеют о них некоторое представление от своего преподавателя. В конференции «Гены-геномы», куда ребята поехали вместе с Натальей Анатольевной, участвовали не только ученые, но и Нобелевский лауреат. Лекции, которые представили участники, дали её ученикам реальное расширение знаний по направлению генетики.

В стране проводится немало конкурсов, на которых дети представляют и защищают свои исследовательские работы. И дорогого стоит, когда к ней подходит ученик и заявляет, какую тему хотел бы взять для исследования. На одном из таких конкурсов её ребята выходили с программами для компьютера, которая способна составить последовательность аминокислот в белке. То есть программе задается последовательность нуклеотидов, а она сама составляет последовательность белка. Или то же золотое сечение, помните такой её курс? Дети просчитали и убедились, доказали, что на всех живых объектах размеры соответствуют золотому сечению.

Наталья Анатольевна Насирова является также экспертом по проверке работ ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадных работ, а также членом жюри Всероссийского конкурса юных биологов России. Она нередко выступает на курсах повышения квалификации в Ростове, куда её постоянно приглашают. А нынешним летом принимала участие в программе по созданию единого образовательного пространства между Украиной и Россией. В ней участвовали учителя Донбасса, которым предстоит подняться в преподавании до наших Российских стандартов. Имеется в виду построение курса преподавания с учетом современных знаний.

Все программы, конкурсы и достижения в одной статье, конечно, не пере-честь. Имя Натальи Анатольевны Насировой широко известно среди биологов региона и даже в стране. Ею гордятся и радуются её премии, лидерству и успехам коллеги, ученики и, конечно, семья, четверо взрослых детей и двое внуков. Поздравляем её и мы!