Дорога железная — люди золотые!

Новости в Батайске
12

Наш праздничный проект ко Дню железнодорожника.

Батайск — город железнодорожников. Поэтому их профессиональный праздник — особая дата для всех батайчан. «Вперёд» побеседовала с теми, кто посвятил свою жизнь поездам, станциям, рельсам и шпалам.

 

Пути открыты и безопасны

Интересно, что день железнодорожника, который традиционно отмечают в первое воскресенье августа, для Батайска не просто очередной профессиональный праздник. Именно строительство железной дороги в далеком 19-м веке стало той самой линией жизни, благодаря которой маленькое село превратилось в современный городок.

Если до 1936 года на станции Батайск были обменные пункты, на которых сдавали и принимали вагоны на соседние дороги, то после их преобразовали в пункты технического обслуживания. И уже в 2005 году появилось эксплуатационное вагонное депо Батайск Ростовского отделения СКЖД. С тех пор батайская станция остается крупнейшим железнодорожным узлом в стране, через который ежедневно проходят сотни поездов. Вернее, сотни поездов проходят через сотни рабочих рук.

По словам вагонного мастера ПТО Юг-Батайск Виктора Пиюкова, за структурой железной дороги, которая работает без перебоев, стоит труд огромного количества людей. При этом по характеру работы их профессии сильно отличаются: одни предполагают тяжелую физическую нагрузку, другим нужна мгновенная реакция, третьим не обойтись без глубоких технических знаний. Но именно благодаря им — диспетчерам, инженерам, проводникам, мастерам по ремонту и пресловутым стрелочникам пути-дороги открыты для пассажиров. И даже в свой праздник кто-то будет отмечать, а кто-то (и таких большинство) — вести поезда, обслуживать пассажиров и строго следить за движением.

— Главные задачи сотрудников нашего депо — сохранение и улучшение пропускной способности станции, точное соблюдение режима движения составов, быстрый поиск и полное устранение неисправностей подвижного состава. Проще говоря, мы следим за тем, чтобы дорога была безопасной. Опытный работник уже при встрече поезда сходу по тому, как ведут себя вагоны, колесные пары, даже по звуку может определить, всё ли в порядке. И когда идет вдоль вагонов, внимательно осматривает узлы и детали: нет ли где трещины, в порядке ли букса, автосцепка. Наметанный глаз цепляет все признаки, по которым можно найти дефект. Профессиональная чуйка помогает! Браков, к счастью, немного, но они бывают. И очень важно отследить их вовремя. Например, на днях мы выявили такой опасный дефект, как разрушение буксового узла. Казалось бы, это обычный рабочий момент, но именно он может предотвратить трагедию — возможный сход составов, — говорит Виктор.

Для того чтобы круглосуточная работа спорилась, в батайском депо постоянно внедряют новые технологии осмотра, а сами осмотрщики регулярно проходят обучение и повышают свою квалификацию. Но разве это увидишь из окна поезда, под стук колес и позвякивание ложечки в чайном стакане? Незаметный, но жизненно важный труд. И пусть не только в профессиональный праздник, но и во все остальные дни и ночи для железнодорожников всегда горит зеленый свет. А для трудностей будут закрыты шлагбаумы.

 

«Ж/д — это упорядоченный муравейник»

Мерный перестук колес многим пассажирам поездов навевает сон. А хорошо спится, когда ни о чем не беспокоишься, знаешь, что дорога налажена и техника в порядке. И многие железнодорожники свой профессиональный праздник встретят именно так — под стук, успокаивающий своей надежностью. Вот только им на рабочих местах, в пути будет не до сна. Железная дорога ни на минуту не прекращает движение. И день, и ночь по стальным магистралям мчатся поезда, связывая и объединяя многочисленные населенные пункты нашей страны.

— Когда смотришь на то, как живет дорога со стороны, может показаться, что это такой большой муравейник: все шумит, лязгает, что-то двигается, звенит, стучит. Но на самом деле это очень упорядоченная система, выверенная до мелочей, ничего лишнего или случайного в ней нет, — объясняет оператор по обслуживанию грузовых вагонов и контейнеров ПТО Север станции Батайск Елена Крикунова. – И попав в эту систему, став одним из ее винтиков, уже невозможно представить свою жизнь как-то иначе.

Елена говорит это не для красного словца. Сама она когда-то пыталась резко поменять свою жизнь и уйти с железной дороги. Но, как оказалось, все пути все равно ведут сюда.

— Я из семьи железнодорожников, моя мама всю жизнь проработала в парке отправления, поэтому вопрос о выборе моей профессии даже не стоял. После школы я поступила в РИИЖТ и в 18 лет уже пришла устраиваться на станцию. Работа была сложная, ответственная, с ночными сменами, поэтому, признаюсь, думала, что все это ненадолго. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Здесь я уже с 1994 года, — улыбается Елена.

Но все же в 2006 году она пыталась все изменить, решив стать соцработником.

— Оператор в основном сидит за компьютером, даже двумя. Внимание постоянно приковано к экранам. А так не хватало общения с людьми, хотелось помогать кому-то. Но, признаюсь, что эксперимент не удался, вернулась к привычной уже профессии железнодорожника. Судьбу не удалось обмануть — в конце концов, оказалась снова в привычной обстановке. И теперь всё стало на свои места. Наверное, поняла: для того чтобы помогать, необязательно совершать какие-то подвиги. Если ты добросовестно трудишься на своем месте, то уже вносишь лепту в доброе дело, — считает оператор. – Ведь даже в наш профессиональный праздник мы остаемся на посту, а стальные магистрали продолжают функционировать в обычном режиме. Люди встречаются и встречают, добираются в нужные места и получают новые впечатления, работают и отдыхают благодаря нашему незаметному труду. Поэтому хочу поздравить всех коллег с тем, что мы причастны к этому процессу. Пусть нам удача семафорит зеленым светом, а в пункте прибытия на перроне ждет счастье.

 

Романтика под перестук колёс

Вадиму Садчикову 42 года, из них вот уже 21 он работает на железной дороге. Начинал механиком рефрижераторных секций и занимался сопровождением грузов, затем перешел на дистанцию пути, где стал машинистом дорожно-строительной машины. Затем отучился на помощника машиниста электровоза, а три года спустя и сам сел за пульт управления электровозом.

— Прошел путь от начала, был и в вагонном хозяйстве, и в путевом, и теперь вот в локомотивном, — рассказал Вадим Николаевич.

В работе ему нравится очень многое, но с особенным удовольствием он ездит ночью. Летом не так сильно ощущается жара, плюс есть в этом определенная романтика – тишина вокруг, дробный стук колес и яркая луна, освещающая все вокруг.

Один раз машинисту с напарником удалось наблюдать полный цикл затмения и, по его словам, это невероятно завораживающее зрелище.

По работе ему доводилось бывать в самых разных уголках страны. С особым энтузиазмом Вадим Николаевич вспоминает поездки по тайге среди гигантских деревьев и заснеженных просторов. Один раз довелось повстречать медведя, но совершенно не такого, как все мы привыкли видеть в зоопарках или на экранах телевизоров. Это был настоящий дикий медведь колоссальных размеров, который величаво прошествовал через железнодорожные пути. Сопоставить его можно было с КамАЗом.

Искреннее удивление – частый спутник машинистов, оказывающихся в других регионах. Например, будучи в Улан-Удэ, Вадим Николаевич как-то спросил местного жителя – почему на домах ни у кого нет сплит-систем? На это получил нетривиальный ответ – а что это такое? И так из поездки в поездку, из рейса в рейс. Романтика.

 

«Наблюдаю, как становятся мастерами»

Андрей Вавилин с 2003 года работает машинистом-инструктором. Его рабочий день расписан буквально по минутам – ознакомление с документацией, проведение занятий, совещаний, дела есть всегда. В задачи Андрея Васильевича входит обучение сотрудников локомотивных бригад.

— Это постоянное общение с людьми, которые только-только пришли работать на железную дорогу. Постепенно, понемногу они превращаются в настоящих специалистов своего дела. В этом, наверное, и кроется мое самое большое удовольствие от работы – наблюдать, как человек становится мастером, — говорит Андрей Васильевич.

Машинист-инструктор – это разносторонний специалист, который должен не просто всегда быть в курсе жизни железной дороги, но и постоянно совершенствовать свои навыки. Именно их впоследствии он передает вновь приходящим людям. Стать машинистом-инструктором может грамотный, опытный и высококлассный специалист. Ему необходимо успешно сочетать в себе организационные навыки и воспитательные качества, находя подход к каждому стажеру.

— Если больше 70% твоих воспитанников вырастают над собой и становятся искусными профессионалами, то это очень круто, — считает Андрей Васильевич.

 

Профессия сильных

Электромеханик Батайской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Александр Михайлов – специалист высокого класса. Ему доверяют самую сложную работу на ремонтно-технологическом участке, а в его копилке десятки самых разных наград: от льготного знака почета до подарочных часов. Но говорить об этом мастер не любит. По его мнению, ответственная работа не располагает к пустой болтовне. Меньше слов, больше дел – вот жизненный девиз железнодорожника, который посвятил своей профессии полвека.

На железной дороге Александр Федорович с 1972 года. И это если не считать учебы в железнодорожной школе.

— Самое главное в нашей работе это безопасность. Я за эти годы видел три крушения, поэтому знаю не понаслышке, как важно быть внимательным. На планёрках до нас регулярно доводят информацию о тех или иных случаях повреждения контактной сети. Я внимательно изучаю её и стараюсь использовать в работе. Никогда не знаешь, какой дефект встретится тебе, поэтому нужно всегда учиться, нужно быть готовым ко всему. Проверяя вверенный участок, нужно обращать внимание и на действия представителей смежных хозяйств, чтобы вовремя подстраховать коллег. Только бдительность позволяет предотвратить потенциальную угрозу схода пассажирского или грузового поезда, — говорит Александр Федорович. — Со временем настолько привыкаешь к путейской жизни, что начинаешь всей душой за нее болеть, даже находясь на отдыхе. Даже в отпуске, когда перехожу через железнодорожный путь, то обязательно обращаю внимание на то, как он содержится коллегами.

Такое чувство, наверное, испытывают все настоящие профессионалы. Может быть, поэтому пенсионер Михайлов до сих пор в строю большой семьи железнодорожников.

Пользуясь случаем, он попросил поздравить всех коллег с профессиональным праздником. Пожелал, чтобы нелегкий труд приносил только радость, а работа была приятной и интересной. Действительно, железнодорожники — особая каста. Они избрали особенную жизненную дорогу — железную. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы… Это песенку слышал, наверное, каждый. Пусть же у тех, для кого она стала попутной, поезд никогда не будет запоздалым.

Кстати

В прошлом году Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры подвела итоги конкурса на лучшее структурное подразделение по соблюдению трудового законодательства страны. Первое место досталось батайской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Вторыми стали представители из Туапсе, а бронза ушла к Лиховской дистанции пути. Перед командами ставилась задача снизить число нарушений в работе выходных и праздничных дней и сверхурочное время, навести порядок в первичных учётных документах, снизить непроизводительные расходы. Дончане справились с этим на отлично!

 

«Островок стабильности»

Пару недель назад в батайской дистанции сигнализации, централизации и блокировки проводили на пенсию настоящего старожила-железнодорожника Александра Ивановича Галатина. За его плечами – более сорока лет трудового стажа. И хотя прошло совсем немного времени, новоявленный пенсионер признается, что уже скучает по работе и коллективу.

– Все-таки вся моя жизнь связана с железной дорогой. Я с раннего детства видел собственными глазами, что стоит за этой работой. И отец, и мать были железнодорожниками. И наблюдать за ними и их коллегами самых разных специальностей было всегда интересно. Поэтому сразу после школы я и пришел на батайскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки. Вернее, привела меня мама, которая работала тут же. Так я и остался, считай, на всю жизнь, если не брать два армейских года. И ни разу не пожалел о своем выборе. В советское время тех, кто часто менял место работы, называли «летунами» — это не про меня, — говорит Александр Иванович.

В те годы, когда он только начинал, любой парнишка, даже из бедной крестьянской семьи, мог не переживать за свое будущее. Работал социальный лифт, благодаря которому, имея золотые руки и голову на плечах, можно было продвигаться по карьерной лестнице.

— Я сам прошел все ступеньки от простого слесаря до старшего механика. А потом, после перестройки, когда все рухнуло, железная дорога осталась одним из немногих в стране островком стабильности. Даже в 90-е, когда всюду царил бардак и разруха, мы всегда могли рассчитывать, на то, что зарплату получим вовремя, — вспоминает Галатин. — Для многих ребят из глубинки наша отрасль стала единственной надеждой на достойную жизнь. Железнодорожников уважали в советское время, когда выпускников техникумов и институтов распределяли по бывшим союзным республикам. Уважают и сейчас. Да и возможность расти с самых низов сохранилась. Недавно мы также отправили двух ребят учиться в техникум, по целевому направлению. Парни гарантированно получат хорошее образование и работу.  

Впрочем, своему сыну Юрию Александр Иванович также посоветовал идти проторенной тропой:

– Он, как и я, с детства видел, какую пользу приносит железнодорожный транспорт людям, и когда ему пришлось выбирать дорогу жизни, то, по сути, выбор уже был сделан. Сейчас работает слесарем. К тому же работа у нас хоть и сложная, но интересная.

По словам Галатина, вот и получается, что он хоть и вышел на пенсию, все равно мыслями и душой со своей бригадой и дистанцией. А как иначе? Коли связал свою жизнь с дорогой, то путь будет добрым, если идти по нему сообща.