По следам настоящего человека

Новости в Батайске
362

В Батайске помнят подвиг легендарного Алексея Маресьева.

Батайчане любят и помнят Героя Советского Союза, легендарного пилота Алексея Маресьева, который стал прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Выпускник Батайского авиационного училища им. Серова стал летчиком, который заставил весь мир уважать себя. Весной 42-го подбитый фашистами самолет Алексея упал на вражеской территории. Раненый летчик 18 суток ползком по снегу добирался к линии фронта. Из-за тяжелого ранения и обморожения ему ампутировали обе ноги, но он сумел вернуться в небо.

Почему в нашем городе до сих пор отмечают день его рождения, и как Батайск стал местом, где Маресьев был по-настоящему счастлив, узнавала газета «Вперед».

Две мамы

В 2016-м году, когда исполнилось сто лет со дня рождения Героя Советского Союза, легендарного пилота Алексея Маресьева, батайчане устроили 20 мая настоящий праздник. В ДК им. Гагарина прошли выставки авиамоделей и рисунков, состоялся большой концерт, работала традиционная полевая кухня. Во всех школах города показали документальный фильм о героическом летчике, а в библиотеках проводили читательские конференции по роману Бориса Полевого.

Напомним, писатель, узнав о ветеране, который после падения почти 20 суток провел в лесу, пережил ампутацию обеих ног, но смог вернуться за штурвал, был настолько поражен этой историей, что взял ее за основу своей книги. По ней в 1948 году также был снят одноименный фильм, и пилот в одночасье стал знаменитым на весь Союз.

Но такая народная любовь в отдельном донском городке не была случайна. Учеба в Батайской школе пилотов была самым счастливым периодом в жизни Маресьева. Именно здесь сбылась его мечта: он вопреки всему поднялся в небо. Дело в том, что в детстве Алексей перенес тяжелую форму малярии, подорвавшую здоровье. Всю жизнь мучился ревматизмом. Вспоминая свои детские годы, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и впоследствии стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся». Однажды, находясь на Волге, Алексей услышал тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолет! В то время это была настоящая диковинка. С того самого дня, Маресьев «заболел» самолетами».

Но в небо путь был закрыт. Об этом красноречиво говорили отказы из летного училища, куда Маресьев несколько раз подавал документы. Тем не менее, он не сдавался и в итоге поступил на заочный рабфак Московского авиационного института. Летать по-прежнему было нельзя, разрешалось только обслуживать машины, но сама возможность находиться в авиационной среде в конце концов помогла ему добиться своего. Работая мотористом-дизелистом, он стал заниматься в аэроклубе, и, когда пошел в армию, напросился в авиапограничный отряд на Сахалин. Именно там его заметили и наконец-то направили 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в Батайск. Так Алексей оказался на Дону.

Кружа над золотыми подсолнечными полями, над просторами донских степей, курсант не знал, что его ждет впереди. Он был молод, здоров, свободен, и ничего не предвещало той катастрофы, которая разразится буквально через пару лет. Здесь же он встретил свою первую любовь –потомственную казачку Елизавету Крамарченко.

Рожденный летать

Первый выпуск летчиков состоялся в июне 1940 года в количестве 542 человек. В их числе был и Алексей Маресьев, который получил звание младшего лейтенанта. Из первого выпуска училища имени А. Серова звания удостоены, не считая Маресьева, пять человек. А вообще, около 150 выпускников училища разных лет стали героями!

Но тогда Алексей собирался жениться на любимой девушке, вот только карты спутала война. Беременная женщина проводила жениха из Батайска на фронт. В мае 41-го года Маресьев впервые стал отцом. А в марте 1942 года полк Маресьева уже был переброшен на Северо-Западный фронт.

А в начале апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит. Самолет упал в лесу на занятой врагом территории. Очнувшись после падения, Маресьев, с ранеными ногами, начал пробираться на восток к своим. Сначала он, превозмогая боль, медленно шел, считая шаги, и после каждой тысячи шагов падал на живот отдыхать. Питался корой, шишками. Потом пытался ползти, когда не осталось сил даже ползти, начал перекатываться с бока на бок. На 18-е сутки еле живого летчика обнаружили мальчишки Сережа Малин и Саша Вихров, возле деревни Плав Валдайского района. Красноармейца привезли в дом местной жительницы, которая больше недели выхаживала его. Разбитые и отмороженные ноги у Алексея воспалились, началась гангрена, когда за ним прилетел командир эскадрильи его полка Андрей Дехтяренко, который разыскивал своего бойца все это время. Именно он доставил раненого однополчанина из глухого села в московский госпиталь, хотя, казалось, перелет Алексей уже не выдержит. В больнице его, накрытого простыней, как безнадежного больного, случайно заметил хирург Теребинский. Так летчик попал на операционный стол и, лишившись обеих ног, остался в живых. Его же товарищ Дехтяренко погиб через два месяца в бою.

Еще в госпитале летчик стал разрабатывать план, как ему летать с протезами. Несмотря на инвалидность, Маресьев после выписки попросил вернуть его в действующую армию, забрасывая командование письмами.

Чтобы отвязаться от настойчивого летчика, в июне 1943 года его все-таки перебросили в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. За штурвал Маресьева пускать не хотели, но однажды командир эскадрильи Александр Числов сжалился над инвалидом и взял его ведомым на боевое задание. Алексей успел отличиться: сбил вражеский «Мессершмитт», после чего командование-таки махнуло на него рукой и разрешило совершать вылеты. Так он на протезах смог одолеть не только технику, но и в первую очередь самого себя. На счету у Героя Советского Союза было восемьдесят шесть боевых вылетов, он уничтожил одиннадцать вражеских самолетов.

Планета Маресьева

После Победы ас стал инструктором штаба в Московском военном округе под началом генерала Василия Сталина. Выучил десятки летчиков. Стал кумиром послевоенного поколения. Но при этом оставался очень скромным человеком, своей популярности смущался, и даже чувствовал вину за то, что из него делали легенду. Часто при встрече с журналистами Маресьев говорил, мол, что вы из меня героя лепите. Воевали все! И сколько на свете таких людей, на которых не нашелся свой писатель!

А 18 мая 2001 года в Центральном театре Российской Армии готовился торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался.

Похоронен летчик в столице на Новодевичьем кладбище. Его именем названы десятки улиц в разных городах страны, в том числе в Батайске, его имя носят даже малая планета и сорт сирени.

Имя Маресьева дважды упоминается на памятниках Батайска – в сквере Героев-авиаторов и на мемориальном комплексе «Героям-авиаторам» в микрорайоне Авиагородок.

Также на часовне святого Николая Чудотворца, что на городском кладбище, есть мемориальная доска в честь легендарного летчика.

В его честь учреждена международная премия «За волю к жизни», которая направлена на возрождение и популяризацию примеров мужества и жизнестойкости людей нашего времени

Выноска: В 1979 году Маресьев стал почетным гражданином города Батайска.

Алена Васнецова

Фото из архива «Вперед», Г.Баленко и из открытых источников.