Поддержка на расстоянии звонка

Новости в Батайске
13

В современном мире многие часто испытывают стресс и тревогу. Одни пытаются справляться самостоятельно, другие – обращаются к специалистам. Батайчанин Алексей Харченко – один из тех, кто помогает людям в кризисных ситуациях вернуться в реальность. Он работает на горячей линии психологической помощи и знает, как успокоить человека за 15 минут.


Хотел творить добро

Алексей признается, что интерес к психологии у него проснулся неожиданно, после прочтения книги «Если хочешь быть счастливым». Описанные там система ценностей и мысли оказались близки мужчине. Постепенно изучая различные психологические приемы, он стал применять их в жизненных ситуациях.
Затем батайчанин решил посвятить этому делу жизнь. Бывший военнослужащий окончил факультет психологии в Ростовском государственном университете (нынешнем ЮФУ). Он постоянно повышал квалификацию, а позже и сам начал читать лекции.

– Два года назад, когда началась пандемия, я понял, что хочу и могу быть полезным людям. Я зашел на сайт «Добро.ру», увидел, что требуются волонтеры, и решил работать психологом на горячей линии «Мы вместе». Я подал заявку, прошел серьезный отбор, – вспоминает Алексей.

Круглосуточная помощь
Согласно данным официального портала проекта, за год его реализации психологическую помощь получили 210 тысяч человек. Сам же Алексей Харченко отдежурил на горячей линии уже более 500 часов. В 2021 году он получил медаль от Президента за проделанную работу, а также благодарственную грамоту.

– Горячая линия работает круглосуточно, звонки поступают непрерывно. Время дежурств выпадает разное, например, сегодня я был на линии с 3 до 6 утра. Обращаются абсолютно разные люди, женщины и мужчины всех возрастов. Каждый случай – индивидуален. Бывает, звонят те, кто собирается свести счеты с жизнью. Нередки случаи пограничных расстройств личности, панических атак, – объясняет батайчанин.

С началом специальной военной операции на Украине, стало поступать много звонков от тех, кто переживает или находится непосредственно вблизи мест боевых действий.

По словам психолога, эта деятельность требует большой выдержки и умения дистанцироваться от чужих переживаний. Главная задача волонтера – не увлечься чужой проблемой и не перенимать её на себя. Иначе помочь не получится, может случиться выгорание.

– Меня научил дистанцироваться мой учитель, Михаил Литвак. Он всегда говорил: «Желание помочь клиенту — порочно». В первую очередь специалисту нужно решать свою проблему — удовлетворять чувство собственной значимости. Если в результате и клиенту станет легче — это побочный продукт ваших правильных действий.

Стоит отметить, что такая работа значительно отличается от психологических консультаций. На разговор со звонящим выделяют не более 15 минут. Поэтому, по словам Алексея, линия и называется «горячей». Необходимо успокоить человека, снять симптом, а уже после, о необходимости, направить его к психологу или психотерапевту.

Однако осознают это далеко не все. Мужчина отмечает, что некоторые звонят просто, чтобы поговорить. И продолжаться это может на протяжении нескольких лет.

– Мы оказываем помощь тем, кто в ней нуждается. Если человек не может её принять – ничего не получится. Например, когда мы предлагаем сделать дыхательные упражнения, некоторые говорят: «Я знаю, что мне это не поможет». Хотя они даже не пытались их выполнять. Кроме того, есть люди с настоящей зависимостью от горячих линий. Винить в этом их нельзя. Они играют в игру беспомощной личности, сами того не осознавая, – говорит психолог.

Ради тех же, кто действительно хочет и может принять помощь, иногда делают исключения. Так Алексей вспоминает одну девушку. Вместо положенных 15 минут он разговаривал с ней 36. Однако в итоге она, радостная и веселая, положила трубку и больше не перезванивала.

По словам психолога, звонящему человеку необходимо объяснить, что с ним происходит. Ведь очень многие вещи можно не осознавать, находясь под воздействием механизмов психологической защиты и заложенных с детства алгоритмов поведения. В критический момент человек ведет себя так, как привык. И задача специалиста – дать ему возможность взглянуть на ситуацию иначе.

Дарья Коваленко