Умный в гору пойдёт!

Новости в Батайске
16

Знакомьтесь: учитель батайской гимназии №7 Денис Тарабрин.

С 1 сентября учителя ответственны не только за учебу, на и за воспитание детей. Соответствующий закон подписал еще в июле прошлого года президент страны, после чего на школьных педагогов и возложили воспитательную функцию. Впрочем, Денис Тарабрин считает, что хороший учитель всегда воспитывает ребенка — хотя бы своим личным примером.

Ответственный за воспитание

Свою первую группу школьников учитель физкультуры Денис Тарабрин повел в горы в 21 год. Тогда он только вернулся из армии. И, когда его пригласили работать в школе, паренек согласился с условием, что будет заниматься с детьми и поисковой работой. Вместе с клубом «Арсенал» во время экспедиций они находили и поднимали останки павших солдат с мест сражений, по две недели жили в палатках.

— Не согласен я с поговоркой, что умный в гору не пойдет. Как раз-таки умный и пойдет! Где еще надышишься чистым воздухом, увидишь необыкновенные виды и заодно проверишь себя на выносливость? Поэтому сразу, как пришел работать в школу, повел детей в поход. И с тех пор считаю, что это учит не меньше, чем сидение за партой, а, может, даже и больше, — говорит учитель.
– Для меня это лучший способ делиться своим опытом, своими знаниями с детьми. Ведь практически каждый поход, каждый маршрут, по которому я водил ребят, пролегал по местам боевых действий. Мы часто поднимались к памятникам Героям Великой Отечественной войны, к солдатским могилам. На мой взгляд, именно с этого начинается патриотизм. Как можно любить свою страну, если ничего про нее не знаешь? Невозможно вырастить патриота из человека, не знающего прошлого своей страны. И история не укладывается в школьный учебник. А когда ребенок сам пройдёт по боевой тропе, сам прочувствует тяжесть подъёма, испытает восторг от того, что смог покорить пусть даже маленькую, но вершину, то вернется уже другим человеком.

Несколько лет назад Денис Николаевич переехал с Кубани на Дон, в Батайск. Два года отработал в пятой школе, после чего перешел в гимназию №7.

— Мы с женой купили жилье возле гимназии и на семейном совете решили, что будет удобнее работать рядом с домом. Так я стал не только учителем физкультуры, но и воспитателем кадетского класса МЧС в гимназии. После уроков мои кадеты занимаются строевой и огневой подготовкой, спортивными тренировками, изучают этикет и даже берут уроки хореографии. И результат уже есть. Ребята становились лучшими в смотрах по строевой подготовке и конкурсе «А ну-ка, мальчики!». Были в Сочи на Всероссийских зимних сборах команд кадетских и мариинских классов,
объясняет педагог.

Человеку нужен человек

У самого Тарабрина подрастают двое сыновей. Старший учится в начальном классе гимназии. И, несмотря на малый возраст, уже сопровождает отца в походах.

— На природе даже маленькому ребенку можно ставить посильные задачи, поручать дела, за которые будет ответственен только он. Ведь нельзя научиться ответственности, если на тебя не возложены обязанности. Да и вообще обычно во время похода и после отношения становятся более близкими и теплыми, потому что люди вместе прошли общий путь, помогали друг другу, вместе испытывали пусть маленькие, но трудности. Дети и родители становятся ближе, проводя вечер у костра и засыпая вместе в палатке. Так что, надеюсь, передам любовь к пешему туризму своим сыновьям, как и ученикам. К сожалению, коронавирус спутал нам все карты. Сейчас нет возможности водить школьников в походы, но когда все вернется на круги своя, то покорим не одну вершину, — говорит Денис Николаевич.
— На самом деле за каждым нашим достижением, привычкой и образом жизни в целом стоят личности конкретных людей. Каждый встречал на своем пути Личность, которая на него повлияла. Для меня примером настоящего учителя стала бабушка моей жены Мария Аксентьевна Карпенко. Ее знают многие батайчане. Она работала в школе №16 с самого ее открытия, выучила и вырастила сотни детей. Почти полвека она преподавала математику, но продолжала учиться и решать сложные задачи до последнего дня. К сожалению, недавно ее не стало, она умерла в возрасте 92 лет, но до конца сохраняла ясный ум. Мария Аксентьевна говорила нам, что мозг нужно тренировать, как мышцы, нагружать его интеллектуальной работой. И в тяжелые моменты, когда мне нужен какой-то ориентир, я вспоминаю ее. Ведь в школу я пришел еще совсем молодым, таким идеалистом, который хотел сделать мир лучше, нести разумное, доброе, вечное. На самом деле дети этот настрой видят, их не обманешь. Поэтому с тем, чтобы установить с ними контакт, завоевать их авторитет, у меня проблем никогда не было. Но образование — это не формальный процесс из серии «бери книжку, читай отсюда и до обеда». И все время держать высокую ноту тяжело. Поэтому обязательно нужны люди, которые бы заряжали своим примером.

Педагогическая истина

Выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский считал, что решающее значение имеет то, какого человека увидит в учителе ребенок. Педагог должен быть для ученика примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии он имеет моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает детей, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. В воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда в поле и у станков. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый маленький человек встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть — совестью, преданность Родине — действенным служением Родине.

По мнению Дениса Тарабрина, эта педагогическая истина не устарела. Сам он как учитель постоянно к ней возвращается.

Алёна ВАСНЕЦОВА, фото из архива героя материала