Уроки героического времени

Новости в Батайске
53

 Тема Великой Отечественной войны в истории Донского края была в центре масштабной научно-практической конференции, которая состоялась в народном военно-историческом комплексе «Самбекские высоты». Более ста участников из Ростовской области представили на них свои исследовательские работы. Высоко оценило жюри исследование обучающейся школы №2 Дарьи Шарковой под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе Вячеслава Анатольевича Ленивова. Автор его стала призером I  степени.

Это событие объединило учащихся, педагогов, представителей научного сообщества Дона. В нем приняли участие заместитель директора музея «Самбекские высоты» Елена Александровна Фогель и почетные гости: директор департамента по делам казачества С.В.Красавин, заместитель министра образования Е.И.Саковникова, ректор РГЭУ (РИНХ) Е.Н.Макаренко, заместитель директора по научной работе и проектной деятельности Алексей Волвенко, декан факультета истории и филологии Валентина Агеева. На церемонии награждения победителей научно-исследовательского конкурса дипломы и благодарности получили учащиеся из школы №2 города Батайска, из Большекрепинской, Пешковской школ, Белокалитвенского казачьего кадетского корпуса, школы №25 г. Новочеркасска, колледжа экономики и сервиса г. Шахты.

События, источники, память

Свои доклады участники конференции посвятили истории периода Великой Отечественной войны, сохранению памяти о героях-земляках, а также исследованию мемориального наследия Донского края. Ученица 9 Б класса школы №2 Дарья Шаркова (научный руководитель В.А. Ленивов, учитель математики, заместитель директора по УВР), став победителем, достойно представила город Батайск и свою школу на этом конкурсе. Ученица 9Б класса Екатерина Белецкая этой же школы (научный руководитель А.Д. Егоров, учитель истории и обществознания) стала дипломантом конкурса.

В исследовании Дарья Шаркова пишет о своем восприятии понятий Родина, патриотизм, Герои. О том значении, которые они имеют для нас в настоящее время. Автор исследует историю создания в Батайске мемориала «Клятва поколений», находит сведения об одном свидетеле истории его открытия. Это Таисия Кузьминична Юркевич, фронтовая связистка, которой в период войны доводилось разматывать катушку провода до 25 килограммов весом. Женщина обладала крепким здоровьем, выносливостью и, благодаря своей памяти, воссоздавала подробности перезахоронения героев и возведения мемориала. В начале 70-х годов по решению городского комитета КПСС началось перезахоронение участников Гражданской и Великой Отечественной войн в одну братскую могилу и создание мемориала «Клятва поколений», где покоятся тела примерно 1044 воинов. Идея создания памятника принадлежит Вячеславу Алексеевичу Иванцову. Мемориал был сооружен в центре, а вокруг него разбит парк, чтобы люди могли знать, помнить и чтить героев разных времен.

Открытие состоялось 8 мая 1975 года. Этот мемориал имеет важное историческое значение и символизирует три поколения защитников Батайска. Воины расположены на разной высоте. Самый верхний держит в руках автомат. Рядом с памятником установлен Вечный огонь в виде пятиконечной звезды с надписью: «Вечная память. Вечная слава». Ежегодно с 1975 года ученики образовательных организаций города принимают «Клятву поколений» и несут дежурство у Вечного огня. Около 400 человек сменного состава по выходным и в праздничные дни стоят на «Посту №1» в течение учебного года. Автор работы, Дарья Шаркова, также вместе со своим классом 14 сентября 2024 года приняла торжественно клятву. Она пишет, что, стоя в карауле на Посту №1, мы показываем, что не напрасно погибли люди, защищавшие наш город и страну. Память о них жива у благодарных потомков тех героев.

                            Что помнит и знает молодежь?

 Чтобы ответить на этот вопрос, Дарья составила вопросы для анкетирования и отправилась с ними во вторые и десятые классы своей школы. Вот несколько выводов этого анкетирования. 64 процента опрошенных в 10-х классах знают о героях своей семьи, это 16 человек из 25. 52 процента узнают объект на картинке, фото мемориала. У 32 процентов опрошенных есть родственники – участники СВО. 84 процента ребят ответили, что значит для них Родина.

Старшеклассники отвечали также и на другие вопросы: есть ли в вашей семье Герои Великой Отечественной войны, Герои СВО? Стоял ли ты на Посту №1? Какие способы увековечить память о Героях вам известны? Ученикам было предложено пообщаться с семьей и узнать интересующие авторов работы сведения. После этого результаты опроса улучшились и стали такими, какими  мы их и публикуем.

В среде учеников 2-х классов результаты были по понятным причинам ниже. Далее в работе Дарья рассказывает о тех мероприятиях, которые проходят в школе в русле деятельности по формированию патриотизма и сохранению исторической памяти. Это встречи с Героями, их родными, открытие парт Героев, волонтерская работа и участие в городских и общероссийских акциях. Автор работы из школы №2 пишет о том, как часто сталкивается наша страна с вызовами, одни из них – попытки переписать историю, предать ее забвению, подменить наши традиционные ценности. Средство, которое помогает защитить общество от этих угроз – это осознанное отношение к Родине, к ее прошлому, настоящему, будущему, углубление знаний об истории и культуре родного края. Это и определило актуальность работы старшеклассницы, и сам методологический аппарат, который она представила на слайдах. Цитата нашего Президента о том, что «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме»,  только подтверждает, что тема эта актуальна, как и в другие переломные моменты истории, и молодежь, развивающая эти идеи,  пополняет ряды настоящих патриотов, помогая их росту в молодежной среде.

Татьяна Леонова