Корреспондент «Вперёд» попытался вжиться в роль инспектора дорожно-патрульной службы.
Поскольку служба в органах правопорядка специфична и не всегда могут быть обнародованы какие-то ее отдельные подробности, мы не можем рассказать обо всех нюансах. Однако кое-что узнать все же удалось.
«И на первый взгляд как будто не видна»
Эта фраза из знаменитой песни очень точно описывает службу инспекторов ДПС, которые выполняют важную функцию: поддерживают порядок на городских дорогах и выявляют правонарушения.
Рабочий день для них начинается в 8:00, а заканчивается в 20:00. Каждый экипаж состоит из двух полицейских. Утром, сразу после прибытия в отдел, весь личный состав проходит инструктаж с донесением оперативно значимой информации, поступившей за минувшие сутки. Инспекторы знакомятся с данными, ориентировками, обращениями и маршрутом патрулирования городских улиц на свою смену.
Путь, кстати, выбирается не наугад, а с учетом сразу нескольких факторов. Во-первых, дорожная обстановка. Если где-то наблюдаются заторы или повышается аварийность, то на этот участок обращают более пристальное внимание. В целом же под контролем экипажей находится весь город.
Во-вторых, могут проводиться оперативные или оперативно-профилактические мероприятия. В эти дни маршрут корректируется согласно им. Например, при ОПМ «Пешеход» могут проложить путь таким образом, чтобы он проходил через места с повышенным пешеходным движением.
Если в момент патрулирования поступает информация о ДТП или каком-то ином происшествии, то ближайший экипаж отправляется на вызов и остается там до тех пор, пока не завершит работу. Затем вместе с водителями отправляется в отдел, где и происходит полное оформление документов.
На дежурстве
Пятничным утром 16 апреля два инспектора ДПС отделения ГИБДД Батайска, получив всю необходимую информацию от руководства, сели в патрульный автомобиль и отправились на дежурство. Вместе с ними поехал и корреспондент «Вперёд».
Во время движения в западной части города по улице Горького инспекторы Алексей Старшевский и Максим Демченко, следя за дорожной обстановкой, отвечали на вопросы.
— На что вы конкретно сейчас обращаете внимание?
— Абсолютно на все подряд: движение автомобилей, пешеходов, действуя на пресечение правонарушений, — делится Алексей.
И примерно в этот же момент он замечает мужчину на велосипеде, который движется по проезжей части:
— Пожалуйста, нарушитель. Велосипедист должен при наличии тротуара ехать именно по нему.
Далее включаются проблесковые маячки, и через громкоговоритель сотрудник просит мужчину остановиться. Однако тот игнорирует требование инспектора и продолжает двигаться вперед. На повторную просьбу велосипедист также не отреагировал, лишь съехал на тротуар примерно через 20 метров. Еще через несколько метров он остановился возле почты, после чего подъехали и мы.
Диалог с мужчиной вышел долгим. Сначала он заявлял, что не слышал требования остановки, затем принялся извиняться. Немного позже велосипедист стал всячески отказываться подписывать составленный протокол. При этом ему четко и внятно разъяснили пункт правил, который он нарушил. И если до этого он мог отделаться предупреждением, то из-за своего нежелания признавать ошибку получил долгое разбирательство.
— И часто так?
— Это еще быстро, хотя бывает всякое, — отвечает Максим.
После составления протокола экипаж вновь отправился на патрулирование города.
На 360 градусов вокруг
Во время езды по улочкам в глаза бросилось одно: как бы инспекторы не переговаривались между собой, не отвечали на мои вопросы, они постоянно отслеживают ситуацию на дороге целиком и полностью на 360 градусов вокруг. Подмечают все, мгновенно переводя в плоскость закона и трактуя согласно правилам дорожного движения.
В этот день дежурство вышло очень спокойным, хотя, по словам инспекторов, случиться может все, что угодно и в любой момент.
— Тут ведь никогда не знаешь, как повернется. Едешь просто, а потом через минуту погоня за нарушителем. Или прямо на твоих глазах что-то происходит, на что обязан отреагировать, — говорит Максим.
К слову, инспекторы дежурят по городу круглосуточно в две смены – днем и ночью. Днем, когда автомобильный трафик более плотный, выезжает больше экипажей, чем ночью. В зависимости от ситуации на дорогах или оперативных мероприятий в одном патрульном автомобиле может находиться либо двое, либо трое инспекторов.
— В субботу и воскресенье, например, контроль более плотный. В выходные некоторые водители могут себе позволить сесть за руль в состоянии алкогольного опьянения, а это уже чревато попаданием в аварию. Поэтому при патрулировании в эти дни бдительность еще выше, — отмечают полицейские.
Завершение смены – это прибытие в отдел и сдача оружия. Только после этой процедуры на дежурство заступает другой экипаж, который также отправляется на улицы города.
И так 24 на 7 и на 365. Они стоят на страже закона и нашего покоя. А покой им, к сожалению, только снится.
БИА «Вперёд» выражает благодарность ГУ МВД России по Ростовской области и лично инспекторам ДПС — капитану полиции Алексею Старшевскому и лейтенанту полиции Максиму Демченко за помощь в подготовке материала.
Илья САФОНОВ, фото автора