Герой Талалихин на века

Новости в Батайске
55

Продолжаем рассказ о батайских улицах, названных в честь героев Великой Отечественной войны. В безмолвных табличках на фасадах домов – имена тех, кто приближал Великую Победу.

Ночной воздушный таран

Улица Талалихина названа так в честь советского военного лётчика, героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина. Участник Великой Отечественной войны одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика.

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в семье рабочего. Окончил школу-семилетку в Вольске в 1933 году. В том же году вместе с родителями приехал в Москву и начал работать на Московском мясокомбинате. Учился в фабрично-заводском училище при мясокомбинате, получил специальность «колбасник».

Виктор Талалихин пополнил ряды Красной армии в 1938 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в городе Борисоглебск Воронежской области, получил звание младшего лейтенанта. Служил в истребительном авиационном полку ВВС Московского военного округа младшим лётчиком и помощником штурмана эскадрильи.

В боях Великой Отечественной войны – с первых дней, с июня 1941 года. В июле 1941-го занимал должность заместителя командира авиаэскадрильи с переводом в 177-й истребительный авиаполк ПВО.

В. Талалихин летал на истребителях И-16 и МиГ-3.

Свой подвиг герой совершил в ночь на 7 августа 1941-го. На командном пункте полка, в котором служил летчик, передали сообщение: недалеко от Подольска появились самолеты немцев. На истребителе И-16 Виктор атаковал бомбардировщик «Хейнкель-111». И когда кончились боеприпасы, одним из первых военных летчиков Красной армии произвел ночной таран самолета противника. Самолет Талалихина упал в лес неподалеку от Москвы, но раненый летчик сумел удачно катапультировался.

В 2014 году московские поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт И-16, на котором Виктор Талалихин совершил таран немецкого бомбардировщика. Части машины были доставлены в Домодедовский историко-художественный музей, музей Московского авиационного института и в Саратовский историко-патриотический комплекс.

По утверждениям ряда авторов, в последующих боях В. Талалихин сбил ещё пять вражеских самолётов.

27 октября 1941 года полк Талалихина вылетел на штурм аэродрома фашистов около реки Нары. Наши летчики летели тремя группами на разных высотах. Неприятель сосредоточил огонь именно на группе Талалихина, которая шла на малой высоте. Очереди с четырех самолетов пробили кабину Виктора, осколок попал ему в голову.

Прах В. В. Талалихина упокоился в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве, а в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» был перенесён на Новодевичье кладбище в столице.

45 лет на благо Родине

В названии улицы Комарова увековечена память Владимира Николаевича Комарова — советского военного деятеля, генерал-полковника, Героя Советского Союза.

Владимир Комаров родился 12 декабря в Москве в семье рабочего. У будущего героя были брат и сестра. Дети рано осиротели: в 1914 году умер отец, в 1917-м не стало матери.

В 1916 году Владимир Комаров окончил Московское 5-классное городское училище в районе Тверской заставы и в этом же году начал работать на станции железной дороги в качестве чернорабочего, ученика слесаря в вагонном депо, табельщиком, а потом помощником инспектора труда. С 1921 года трудился рабочим на заводе «Изолятор» в Москве, потом – рабочим на элеваторе в селе Эльхотово Северо-Кавказской железной дороги.

В августе 1924 года Владимир Николаевич добровольно вступил в ряды Красной Армии и служил в 82-м стрелковом полку 28-го горно-стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Грозном.

В 1928 году учился в объединенной военной школе имени С. С. Каменева в Киеве, по окончанию которой служил в качестве помощника начальника заставы пограничного отряда в городе Сестрорецк Ленинградской области. В 1930-м был переведен на службу в Центральную школу войск НКВД Москвы, где занимал должности инструктора по боевой подготовке и помощника командира кавалерийского дивизиона. Одновременно закончил командный факультет Академии Механизации и Моторизации имени Сталина и был назначен командиром 8-го Краснознаменного Мотомеханизированного полка войск НКВД города Тбилиси.

Перед Великой Отечественной войной работал начальником автобронетанкового отделения Харьковского пограничного военного училища НКВД имени Ф. Э. Дзержинского.

Участие В. Н. Комарова в Великой Отечественной войне началось с первого ее дня – 22 июня 1941 года, когда Владимир Николаевич ушел на фронт из Харькова. Будучи командиром полка, начальником штаба дивизии, корпуса, командиром дивизии, В. Н. Комаров проявлял в боях личное мужество и храбрость. Сражался с врагом на Северо-Западном, Калининском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

Дивизия, которой командовал В. Н. Комаров, участвовала в битве на Курской дуге, а затем прошла победоносный путь до берегов Эльбы. Владимир Николаевич был дважды ранен, один раз, в 1941 году, особенно тяжело.

В августе 1942 года был направлен на службу в ВДВ СССР, назначен командиром 1-й воздушно-десантной бригады, в декабре 1942 стал командиром 23-го гвардейского воздушно-десантного полка (обе эти части находились в то время на формировании и обучении в тылу). С февраля 1943 года В. Н. Комаров – начальник штаба 9-й гвардейской стрелковой дивизии на Калининском фронте.

С мая 1943 занимал должность начальника штаба 97-й гвардейской стрелковой дивизии в 5-й гвардейской армии на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. В. Н. Комаров – участник Белгородско-Харьковской, заключительной операции Курской битвы, битвы за Днепр на полтавском и кременчугском направлениях, а также Кировоградской операции. С января 1944 года — начальник штаба 33-го гвардейского стрелкового корпуса.

С 5 января 1944 года командовал 13-й гвардейской стрелковой дивизией (5-я гвардейская армия, 1-й Украинский фронт), отличившейся в Висло-Одерской операции. 12 января 1945 года дивизия под командованием Комарова начала наступление с Сандомирского плацдарма, прорвав оборону противника, и к концу января прошла более 250 километров с Вислы до Одера, форсировав который в районе населённого пункта Линден (Польша), захватила плацдарм на левом берегу. В ходе этой операции части дивизии уничтожили 1 780 немецких солдат, 10 танков, 17 орудий, 3 самоходных орудия и много другой техники. В плен были захвачены 700 человек, 41 орудие, 8 танков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года за успешное руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм гвардии полковнику Владимиру Николаевичу Комарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С окончанием войны Владимир Комаров продолжил командовать дивизией, вошедшей в состав Центральной группы войск и дислоцировавшейся на территории Австрии. С февраля 1947 по июнь 1950 года командовал 2-й гвардейской Таманской стрелковой дивизией.

С 1961 года Владимир Николаевич находился на ответственной работе в центральном аппарате Министерства обороны СССР: выполнял обязанности начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск — заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке.

В мае 1969 года направлен в распоряжение Главнокомандующего Сухопутными войсками СССР, в сентябре этого же года вышел в отставку.

Сорок пять лет В. Н. Комаров отдал службе на благо Родине, пройдя путь от красноармейца до генерал-полковника. Всюду, куда бы его ни направляли служить, Владимир Николаевич проявлял ответственность и трудолюбие, отдавая все силы, опыт и знания делу укрепления боевой мощи вооруженных сил.

Владимир Николаевич отличался принципиальностью, высокой требовательностью к подчиненным и одновременно заботливым отношением к ним.

Вместе с женой Зинаидой воспитал двух дочерей и сына.

В. Н. Комаров ушел из жизни 14 декабря 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Ксения Жукова