Интернет спешит на выручку

Новости в Батайске
18

Почему батайчане меняют поход в магазин на онлайн-покупки?

Недавно в Ростове прошла первая региональная бизнес-конференция по маркетплейсам (электронным продажам). По словам министра экономического развития Максима Папушенко, объем интернет-торговли в донском регионе растет в геометрической прогрессии. Только за первое полугодие 2021-го доля онлайн-продаж составила в Ростовской области почти 23 миллиарда рублей.

Перепрыгнули планку

Глава минэкономразвития региона поделился интересной информацией: в пандемийном 2020 году онлайн-продажи выросли более чем втрое по сравнению с 2019-м. В этом году уже зафиксирован почти трехкратный рост. Такой скачок произошел по нескольким причинам. Во-первых, многие продавцы были вынуждены свернуть обычную торговлю на время самоизоляции. Во-вторых, крупные онлайн-магазины стали предоставлять частникам свои площадки. И на сегодняшний день для продажи своих товаров не нужно иметь собственную службу логистики, транспорта, упаковки. Все обязанности на себя берут маркетплейсы. То есть любой частный продавец мыла, носков или бытовой техники может выставить свой товар в Интернете и продавать его по всей стране, а не только в местном ларьке. А в-третьих, драйвером роста стал построенный три года назад недалеко от Ростова логистический центр. На территории в пять тысяч квадратных метров может храниться до миллиона единиц товара. В результате на регион приходится четверть всего оборота сетевой коммерции в ЮФО. Кстати, первое место безоговорочно занимают наши соседи — на Кубань приходится 44 процента.

Эти слова подтверждает и представитель крупной онлайн-площадки Руслан АТОЯН:

— За неполный 2021 год количество размещенных товаров выросло на 60% — это мы говорим о предпринимателях Ростовской области. Мы видим и увеличение количества продавцов, а также увеличение предложений с их стороны, — подчеркнул он.

Следует уточнить, что этому поспособствовали и местные власти. В этом году по поручению губернатора Василия Голубева на базе центров «Мой бизнес» открыто «единое окно» по содействию в размещении товаров донских предпринимателей на интернет-площадках.

Как заявила директор АНО МФК «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» Яна Куринова, специалисты бесплатно консультируют и помогают запустить онлайн-продажи. Кроме того, в этом году совместно с OZON впервые была запущена обучающая программа, в которую прошли 76 субъектов малого и среднего предпринимательства. И участие в этом мероприятии было бесплатным благодаря национальному проекту «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Шопинг, не выходя из дома

То, что потребность батайчан в онлайн-шопинге возросла, вполне объяснимо: чтобы обезопасить себя в условиях пандемии, люди стали активнее прибегать к бесконтактным покупкам. Однако эксперты заявляют, что, «распробовав» удобство таких покупок, люди не будут отказываться от них и тогда, когда все ограничения будут сняты. Ощутив экономию времени и денег, не поспешат возвращаться в многолюдные торговые центры.

— Главная причина, по которой я стала выбирать интернет-магазины, — возможность сравнить цены и найти выгодные предложения. Сегодня многие продавцы, чтобы завоевать покупателей, устраивают разные акции, распродажи. В итоге онлайн-товары зачастую выходят дешевле, чем в обычном магазине. При этом я могу почитать отзывы, совершить покупку в любое время и из любого места, не нужно куда-то ездить, — говорит жительница нашего города Анна МЕЛИКЯН. – К тому же при покупке онлайн я уже не переживаю, допустим, как буду тащить тяжелый или хрупкий товар. Так, например, я купила тренажер и матрас. Если раньше их транспортировка вызвала бы дополнительные проблемы, то теперь это не моя головная боль, а магазина.

Другие любители интернет-шопинга, семья Мерзликиных, теперь не ходят даже в булочную. Все продукты им доставляет на дом курьер. Все началось с того, что за карантин батайчане научились покупать продукты в интернете впрок и убедились, что сборщики кладут им в корзину самое свежее молоко, хлеб и фрукты, которые есть на складе.

— Перед тем, как отправить товар, сборщик может позвонить и уточнить, устраивают ли нас сроки годности, класть ли зеленоватые бананы, или, напротив, посоветует не брать вялые помидоры. Все скидки и акции также присутствуют. Доставка от тысячи рублей бесплатна. Посудите сами: вместо того чтобы ехать в супермаркет, долго кружить там с тележкой между полок, изучая состав и срок годности продуктов, а затем грузить тяжелые пакеты с продуктами в багажник, можно, не вставая с дивана, сделать заказ через приложение. К тому же мы покупаем все по списку, никаких спонтанных покупок печенек по акции или конфет детям, еще и экономим на бензине, — объясняет Олег МЕРЗЛИКИН.

Пора менять профессию?

Интересно, что развитие сетевой торговли перекроило и донской рынок труда. Сегодня любой желающий может заработать, устроившись курьером, – число вакансий только растет. По данным агентства Super Job, в ноябре 2020 года количество предложений для курьеров в Ростове превышало аналогичные показатели 2019 года в 2,1 раза, в декабре — в 3,2 раза, а в январе 2021 года — уже в 4,3 раза. И если среднее зарплатное предложение поначалу составляло 40 тысяч рублей при восьмичасовом рабочем дне, то с начала года оно выросло в 1,5-2,5 раза. Доходы доставщиков подскочили до ста тысяч рублей в месяц. Чаще всего курьеры требуются для доставки еды и продуктов питания. Однако ближе к «черной пятнице», которая в этом году стартует 25 ноября, в их услугах все больше будут нуждаться продавцы непродовольственных товаров.

Такой дефицит образовался в том числе и из-за оттока мигрантов, поэтому компаниям приходится делать зарплаты более привлекательными. Выпускники вузов с красными дипломами разводят руками: неужели так выгодно работать, развозя в жару, дождь, снег и пробки чужие заказы?

— На самом деле около ста тысяч рублей может заработать человек с автомобилем, и то, если он будет работать без выходных по 12 часов. Пешему курьеру в любом случае приходится брать выходной, чтобы отдохнуть, так как за день он проходит много километров. Обычно график два через два. Автокурьеру в этом смысле проще, но работа на самом деле неблагодарная и нервная, — признается курьер Олег САМОЙЛОВ. – У каждой компании свои санкции, и за каждое опоздание, жалобу, неправильное оформление бланков — штрафы. Рассчитывать на больничный или отпуск также не приходится, все за свой счет.

 

Цифры в тему

74% виртуальных покупателя

По данным всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник», опубликованного на минувшей неделе, среди 1,6 тысячи респондентов старше 18 лет 74% пользователей интернетом охотно закупаются в онлайн-магазинах. Для сравнения: десять лет назад в сети приобретали товары всего 29% пользователей.

Сегодня на первом месте в списке приоритетных покупок одежда и обувь (42%), а также мелкая бытовая техника – 31%. Активно через интернет оформляются покупка авиа- и железнодорожных билетов – 29%. Каждый четвертый опрошенный покупает электронику и бытовые товары в онлайн-магазинах. Четверть респондентов предпочитают виртуальному шопингу очную прогулку по супермаркетам.

Социологи подчеркивают, что сейчас интернетом пользуются 84% жителей России, причем 74% это делают каждый день. Десять лет назад интернетом пользовались лишь 30% респондентов.

Алёна ВАСНЕЦОВА, фото героев материала