Ирина Николаевна Телина, учитель-логопед из детского сада Батайска «Изумрудный город» (№28), одержала победу на региональном этапе XIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России»! Ее поздравила администрация города Батайска, весь коллектив детского сада, родители ребят и наша газета.
Познакомиться с Ириной Николаевной довелось в стенах самого детского сада, который тоже оказался интересным и по-своему замечательным дошкольным учреждением. Красивое, ухоженное здание, с любовью оборудованное для пребывания детей, благоустроенная территория. И, как выяснилось, очень заметные в сфере дошкольного образования успехи. Этим летом детский сад «Изумрудный город» награжден Грамотой Победителя Всероссийского конкурса – смотра «Лучшие детские сады России — 2025». В этом заслуга, как всего коллектива, так и руководителя учреждения Ирины Витальевны Малиновской. При выборе победителя учитывался уровень детского сада, победы сотрудников в профессиональных конкурсах и многое другое.
Этот изумрудный город также стал сетевой инновационной площадкой по теме «Картинная галерея в детском саду». Интересно, что многие воспитатели этого детского сада на своих занятиях используют для демонстрации художественные произведения и иллюстрации. Новшеством в раскрытии темы стало то, что старший воспитатель, кандидат педагогических наук Любовь Васильевна Бех и физрук детского сада Елена Викторовна Сетракова сумели объединить в рамках занятия физкультуру и живопись известных художников. Понимаешь после этого, почему у ребят появилось желание украсить и своими творениями холл детского сада в канун Дня рождения города, у них к живописи в детском саду формируется трепетное отношение.

Свои знаки отличия
О том, что логопеды выделены в конкурсе в отдельную категорию, мы уже писали, произошло это новшество в нынешнем году. При оценке их деятельности несколько иные подходы и критерии. Когда начинаешь глубже узнавать, в чем слагаемые успеха конкретного человека, зачастую делаешь собственные открытия. Так у меня произошло и с Ириной Николаевной Телиной. Знакомясь, я не только получала ответы на свои вопросы, но еще листала массивную подборку собственных знаков отличия этого учителя-логопеда. Она довольно часто была отмечена в конкурсах предыдущих лет. И личностная установка – находить изюминку в обучении и воспитании ребят, сопровождает ее фактически всю жизнь в этой профессии, которой она уже посвятила более 11 лет.
Профессию она выбрала тогда, когда сама была воспитанницей детского сада. Ее всерьез заинтересовал вопрос: «Что делают воспитатели, когда дети спят?» На самом деле это и есть наиболее важные часы для их творчества и рождения педагогических находок. Им приходилось рисовать, вырезать, что-то мастерить для ребят в то время. Но дети об этом не догадывались. В ее детстве это был старинный детский сад на улице Чехова, его уже нет, как не было тогда профессии логопеда в учебных заведениях, всем занимались воспитатели, это казалось логичным. Поэтому она получила сначала профессию, связанную с психологией дошкольного образования, в Ростовском педучилище, после ей довелось получить там же образование по специальности логопедия, доучившись еще год, а в институте продолжить свое образование в избранной профессии учителя-логопеда. За эти годы как специалист она делает вывод: работы у логопедов не стало больше, сложнее стало получать результат, занимаясь с ребятами. Дети стали менее здоровыми и более сложными в общении. Они не всегда могут понимать свое настроение, не могут понять чувства и внутреннее состояние других людей и отразить это в речи, адекватно реагировать.
-Работа, поданная на конкурс, — рассказывает Ирина Николаевна, — готовилась для методического объединения логопедов детских садов города в этом году. Учитывая все обстоятельства, группа поддержки не сомневалась, что нужно участвовать в конкурсе, более того, побеждать. Мы со старшим воспитателем, кандидатом педагогических наук, Любовью Васильевной Бех творчески много обсуждали, развивали нашу тему. Ее идея была в самом названии и подаче, а нескучные картинки, подобранные мною, форма, структура самого занятия дали работе практическое воплощение. Так мы представили на заседании объединения эту разработку, где она была хорошо воспринята и далее представлена на конкурс.
Нескучные картинки
Такой и была их тема, развитие которой я увидела в большой и яркой коллекции иллюстраций, подобранных для занятий. Они, в самом деле, производили мгновенное эмоциональное впечатление. Шкаф, который будто бы пританцовывает, подбоченясь, кровать, похожая на ракушку, необычные чайники фантазийного облика, даже в виде печки, и множество самых разных образов, которые должны были произвести на ребенка эмоциональное впечатление и побудить его к описанию, выражению эмоций, что, конечно, способствовало развитию связной речи даже у самых больших непосед и молчунов. Тем более, что свои эмоции они могли не без удовольствия обозначить и смайликами, подобранными учителем. Вот чем занимался логопед, пока спали ребята! Открылась-таки тайна!
Картинки с настроением вызывают у ребят желание что-то сказать, сформулировать, и появляются у ребят мысли, ассоциации и ощущения. Связная речь, формирование мысли, выражение эмоций и происходит через эти нескучные, эмоциональные картинки у ребят старшего возраста — 5-7 лет. Добавим, что на этих же занятиях отрабатываются и логопедические задачи, когда ребята изучают части предметов, учатся изменять существительные по падежам. Одновременно пополняется словарный запас у детей.
На конкурсе, о котором идет речь, было немало участников и номинаций. Ирина Николаевна Телина отмечена как лучший профессионал в образовательной организации.
Когда лучших много
Множество Всероссийских конкурсов инновационных разработок проходят заочно, одна из находок Ирины Николаевны в 2022 году именовалась «Педагогическая копилка». «Как много в мире голубого, или спасите голубую фею» – так интригующе называлось занятие с детьми, где все картинки были голубыми, не только небо и море, но даже фламинго, который, оказывается, бывает голубым. Наша учитель – логопед посылала на конкурс конспект занятия, и он также был отмечен Дипломом I степени. Примеры можно продолжать и дальше, и уже не кажется логичным вопрос, когда вы это успеваете? Ведь это и есть каждодневная работа логопеда, которую она просто предлагает для предоставления на конкурсе. Такие дипломы появляются у Ирины Николаевны с первого года работы в дошкольном образовании, это, конечно, ценно, поскольку говорит о новаторстве, творческом подходе к своему делу, что достойно подражания и тиражирования. Не удивительно, что воспитанники Ирины Николаевны также отмечаются грамотами за познавательное развитие на батайских городских интеллектуальных олимпиадах.
-Мое участие в конкурсе во многом произошло, благодаря группе поддержки, специалистам и руководству детского сада — говорит Ирина Николаевна, причем, делает она это не просто из скромности, но желая справедливой оценки для всех участников коллективного успеха.
Любовь Васильевна Бех, старший воспитатель, кандидат педагогических наук, внесла свой неоценимый вклад в теоретическую часть умело структурированной и поданной работы. Екатерина Александровна Дронь, заместитель заведующей, также участвовала в подготовке работы. У нее огромный опыт и знания, сама она в этом году участвовала в международном конкурсе «Большая игра имени Льва Семеновича Выготского» и вошла в 100 лучших педагогов России, была приглашена на форум в Москву. И другие воспитатели детского сада имеют в своем багаже подобные отличия, победы в конкурсах, что, безусловно, делает педагогический уровень «Изумрудного города» поистине достойным своего волшебного названия.
Татьяна Леонова
