Орел умирает в небе

Новости в Батайске
172

Летчик-герой Амет-Хан Султан до конца держал руку на штурвале.

На прошлой неделе в Батайске почтили память дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. В школе №4 прошел митинг, посвященный открытию Года защитника Отечества и памяти дважды Героя Советского Союза, который вошёл в историю как выдающийся ас.

Цветы к памятнику Амет-Хану Султану возложили глава Батайска Роман Волошин, председатель городской Думы Оксана Тумко, депутаты, учащиеся и преподаватели школы. Кстати, открыли бюст Героя несколько лет назад после народной инициативы, сами батайчане выдвинули кандидатуру летчика на региональный этап Всероссийского конкурса «Доброволец России».

За что в нашем городе так полюбили человека, которого немцы прозвали «Черным дьяволом», узнала газета «Вперед».

Чей сын?

Дважды Герой Советского Союза, знаменитый советский ас Амет-Хан Султан родился в маленькой приморской Алупке. Но считают его «своим» героем в Дагестане, на том основании, что его отец, лакец, родом отсюда — хотя тот, оставшись сиротой, навсегда покинул родной аул в 11 лет. Именем летчика назван аэропорт в Махачкале. Матерью же была крымская татарка Насибе Садлаева, поэтому в Крыму его имя на особом счету. Бюсты, памятники, музей, улицы и школы в Крыму стали достоянием легенды советской авиации.

Но сам Амет-Хан разговоры о национальности не поощрял. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов вспоминал: «Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим.

— Чей же ты? — спросил я его однажды.

— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»

Он действительно считал себя советским человеком. Наверно, в том числе и потому, что лично защитил десятки самых разных городов от фашистов на своем истребителе. 603 боевых вылета, из которых больше сотни проведенных воздушных боев, не меньше 30 сбитых вражеских самолетов, 96 освоенных летательных аппаратов и 4000 часов в небе – из таких героических сведений складывается биография советского летчика.

А ведь когда-то, работая слесарем в железнодорожном депо, он мог только мечтать о небе. Впервые самолет Амет-Хан Султан увидел мальчишкой, в Артеке, куда получил путевку как победитель в соревновании по национальной борьбе куреш. Стоя на берегу моря, он вдруг заметил, как шел над волнами самолет, оставляя за собой белый след. Именно тогда и понял, что мечтает также подняться над землей, над морской гладью, все выше и выше.

Но сразу после школы Амет-Хан поступил в фабрично-заводское железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно начал работать слесарем в железнодорожном депо. Правда, мечты о небе не оставлял и параллельно занимался в симферопольском аэроклуб, которому позже присвоили его имя. В феврале 1939-го Амет-Хан как один из лучших выпускников аэроклуба поступил на учёбу по ускоренной программе в Качинскую Краснознамённую военную авиашколу, которую окончил через год с отличной характеристикой в звании младшего лейтенанта и был направлен на службу в армию. Война застала его в Кишиневе, где базировался 4-й гвардейский полк.

Воздушный лев

Самолет И-16 первых выпусков летчики ласково называли «ишачком»: тихий, по сравнению с истребителями сороковых годов, ход, сплошная фанера, скромные маневровые возможности. На таком летал в начале войны Амет-Хан Султан, за которым быстро закрепилась слава лучшего разведчика, и уже в 1941 году он получил свой первый орден — Красной Звезды. Небо Донбасса, Ростова-на-Дону, Ярославля и Рыбинска было под его надежной защитой. Защищал он и наш родной Батайск. В один из мартовских дней далёкого 1943 года бойцы авиа-звена под руководством Амет-Хан Султана уничтожили сразу 13 вражеских самолётов над селом Койсуг.

31 мая 1942 года Амет-Хан Султан сбил первый в своей жизни самолёт – немецкий многофункциональный «Юнкерс-88». Это произошло в Ярославле. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он решил применить свой знаменитый таран. В итоге крыло новенького английского истребителя «Харрикейн», которым управлял молодой ас, намертво застряло в корпусе «Юнкерса». Боец быстро сориентировался и, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина, а еще получил серебряные именные часы от Ярославского городского комитета обороны.

Сталинградскую битву дагестанец прошел на ЯК-7Б, благодаря которому получил от сослуживцев дружеское прозвище Воздушный лев, а немцы прозвали его «Черным дьяволом». Он всегда победно заканчивал бой, не сдаваясь даже в огненных ловушках, переходя на опасные скорости и делая неповторимые виражи. «Аллюр три креста, за мной!» — и его боевая эскадрилья начинала дышать в унисон.

29 апреля 1945-го Амет-Хан Султан проводит последний воздушный бой с немецким асом в небе Берлина. Выполнив за противником все сложнейшие виражи и улучив момент, он в перевёрнутом состоянии сбивает «Фокке Вульф-190».

Из наградного листа: «За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, за успешно проведённые 603 боевых вылета, 152 воздушных боя, за сбитые им лично 30 самолётов противника разных типов и 19 в групповых боях, гвардии майор Амет-Хан Султан удостоен звания дважды Героя Советского Союза, 29 июня 1945 года».

За годы Великой Отечественной войны прославленный крымчанин был награждён двумя медалями «Золотая Звезда», Орденом Красной Звезды, тремя Орденами Ленина, тремя Орденами Красного Знамени, Орденом Александра Невского, Орденом Отечественной войны I степени и другими медалями.

Мамина легенда

После войны Амет-Хана Султана зачислили в летный состав Лётно-исследовательского института  города Жуковский, где он погрузился в не менее опасную работу лётчика-испытателя новых сверхзвуковых реактивных самолётов.

«Воздушный лев» участвовал в космической программе с первыми лётчиками-космонавтами Юрием Гагариным, Павлом Беляевым, Германом Титовым и другими, отрабатывая искусственную невесомость на оборудованном самолёте Ту-104. Всего за 24 года работы в ЛИИ он провёл испытание около 100 типов самолётов и планеров. В сентябре 1961-го Амет-Хану Султану присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

За три месяца до своей гибели Герой отмечал 50-летие в компании боевых товарищей, коллег, гостей из Дагестана и Крыма, где часто бывал и где его очень любили. Когда кто-то из друзей заметил, что, мол, пора уже «вернуться на землю» и передавать опыт молодому поколению, Амет-Хан вспомнил легенду, которую в детстве ему рассказывала мать: «Когда старый орёл предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвётся ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе – на землю они падают уже мёртвыми…»

Так случилось и в его судьбе. 1 февраля 1971 года он ушёл в свой последний полет. Его самолет рухнул во время экспериментального полета. Поисковики нашли обгоревшие фигуры экипажа, которые решили не оставлять пикирущую машину. Руки Амет-хана остались на штурвале…

Выноска: Имя Героя носит малая планета №6278 «Аметхан», открытая в 1971 году.

Алена Васнецова

Фото из архива музея им. Амет-Хана Султана (Алупка).