Народный православной ансамбль народной песни «Донские напевы» напомнил всем об уникальных казачьих традициях.
Зрителей Дома культуры железнодорожников — молодежь и старшее поколение горожан, пригласили на удивительный спектакль – постановку литературно-музыкальной композиции «От свидания до венчания. Казачьи традиции». Народной православной ансамбль народной песни «Донские напевы» напомнил всем об уникальных традициях донских казаков, которые занимали важное место в жизни казачьей семьи. Участие в представлении приняли театр моделей «Элит-Премьер», руководитель Анна Коханенко, казаки из «Казачьего общества Батайское», прихожанки Храма Святой Троицы.
—Здорово дневали, братья казаки!- Обращается к залу казачка, руководитель ансамбля «Донские напевы» Надежда Александровна Крамскова, создатель, автор спектакля.
-Слава Богу, чего и вам желаем!
-Мир вашему дому!
-С миром принимаем!
… На сцене плетень, а в курене зал со столом и самоваром-с чаем, баранками, с ароматным кофейком. Там же нарядно устланная постель с подушечками — раздушечками. В семье Мироновых смотрины, похоже, засватает их Дарьюшку семья Коршуновых, где вырос молодец казак Степан. Сначала будут смотрины, знакомство, а еще разговоры, сговор, потом только сватовство и кульминация – венчание. Сегодня смотрины:
-Авдотья Ефимовна, Григорий Михайлович! А не хотите вы породниться с православной казачьей семьей Мироновых? Такое к вам дело у нас. В нашем курене молодой казак – наш сын Степан, а у вас в курене ваша донюшка – Дарьюшка, уж дюжа люба она нам. Ужо возраст невесты поди шашнадцать годков.
Вот такие диалоги, такой говорок без купюр, такие заходы и подступы к важному делу. Повеяло Шолоховским миром.
Прежде, чем зритель стал свидетелем смотрин, художественный руководитель ансамбля «Донские напевы» Надежда Александровна Крамскова рассказала о семейных традициях казаков. Буквально несколько штрихов. Не сразу заселили Дон казаки, а когда пришли на нашу землю, стали искать себе невест повсюду, в чужих краях. Без женщин трудно было им вести быт, никто пирогов не напечет, медовуху не сварит, да и не весело им было без детского смеха и шалости. Воровали невест из близлежащих местностей. Пока не появились храмы, все было довольно просто: новоиспеченный муж и жена на словах объявляли себя супругами и этого было достаточно. А уж если разводились, казак так говорил на майдане, сходе:
-Теперь она мне не жена, а я ей не муж.
На том и заканчивались супружеские отношения.
Вернемся к нашему куреню. Вот и тут раздалось: «Мир вашему дому!» Сегодня здесь гости, пришли кофейку попить, да песни поиграть. Хозяйка принимает подруженек. И песня звучит в тему «Пора молодцу жениться».
Могли договориться о сватовстве, тогда дарили сватам рушники в подарок, а те им ленты и ткань. Семьи наших героев договорились. Аргументы приведены веские:
-Семья Прокопия Ивановича ладная, хозяйство крепкое, да люди добрые. Так может поладим?
Если сговорились, то звучала такая фраза:
-Дайте посоветоваться, али Дарьюшку поспрашать, заходите завтра, али послезавтра.
Если же следовал отказ, то отвечали:
-Благодарим за доброе мнение, только мы не можем собрать свадьбу!
Сговорились наши семьи и зовут молодых, объявляют их дружечкой и подружечкой. Те в ответ: «Воля ваша».
Подготовка к сватовству и венчанию была как правило радостной, или умеренно веселой, но никогда это не было драмой. При встрече дарили друг другу подарки. Невеста Дарьюшка связала жениху носки и вышила кисет, в походе пригодятся. А жених Степан подарил ей ленты, купленные на ярмарке, чтобы не забывала их свидание.
После смотрин, сватовства следовало венчание. Молодые благословлялись православной иконой, как правило, она становилась семейной реликвией. Такая же реликвия из казачьей семьи в этот день на сцене. Семейные традиции на Дону были тесно связаны с Православием. Когда в семье рождался ребенок, то на восьмые, или сороковые сутки совершался обряд крещения. С этого момента за воспитание ребенка отвечали не только родители, но и крестные мать и отец. Девочки с измальства приучались к хозяйству. К моменту создания семьи они умели шить, вышивать, вязать, готовить пищу, вести хозяйство. А мальчики воспитывались настоящими воинами. К началу службы они были искусными наездниками, владели шашкой, а также помогали семье по хозяйству. За соблюдением традиций строго следили крестные родители. И если они плохо их исполняли, то могли быть и наказаны казаками. Традиции семьи передавались детям, а также реликвии, фотографии, иконы.
На представлении присутствовал иерей отец Максим из Храма Святой Троицы. Его тронул такой яркий рассказ о традициях казаков, талантливое представление с песнями, колоритными диалогами. Глубокое проникновение в историю, быт и традиции казачества. А главное, атмосфера большого почитания старших в семье, строгое следование их традициям Православия, создание семьи по морально-нравственным канонам нашей веры.
Гуляли замужние казачки и женатые казаки. Для них устраивались веселые девишники и мальчишники. И на свадьбу приглашали только женатых, молодежь не звали, чтобы не было шалостей.
Но вот на сцене готовят Степана к походу, говорит напутственные слова крестный отец:
-Береги честь Донского казака, будь смелым, слушайся приказов командиров. Впереди батьки не забегай, день начинай с Божьих молитв. Служи, как наши доблестные казаки — за Веру, Царя и Отечество!
-Господин атаман передал мне свадебный кафтан,-отвечает Степан,-он у нас в станице передается из поколения в поколение, а хранится в курене у атамана.
И потом молодцы идут к девчатам, что испекли свадебный каравай. Каравай передают хозяину, сваха принимает корзину с подарками. «Примите, чего Бог послал !- Во славу Божию»! Засватали молодых. «Счастья вам и милости Божьей! Выносят фужеры со сбитнем. Поют наши казаки свои любимые песни. Радуются и веселятся.
Задумывался этот спектакль еще в годы пандемии, когда ансамбль стал выкладывать в социальных сетях свои ролики — песни, сценки по теме казачьи традиции, а по совету директора Дома культуры железнодорожников Натальи Юрьевны Толкачевой было решено превратить его в представление.
-Спектакль по-своему уникален, поскольку рассказывает о старинных традициях, когда Дон только заселялся казаками,- делится Надежда Александровна Крамскова.– Чтобы повенчаться и сыграть свадьбу, нужно было пройти долгий путь – сговор, славушка, свидания молодых, смотрины, сватовство, венчание Ведь, что Бог сочетал, человек не разлучит. И после этого начинается большое гуляние у казаков. Мы постарались показать всю палитру подготовки к венчанию наших предков.
-Приятно, что мы передаем наши казачьи традиции, устои жизни молодым,– говорит участница ансамбля Вера Владимировна Великохатская.– В наше время это надо делать, чтобы молодежь знала о наших предках и корнях. Делаем мы это с удовольствием. Наш руководитель не только с нами поет, но и готовит из нас маленьких артистов.
-Казачьи песни – это особенное направление, это для души, и его надо транслировать молодым. Мы давно поем с нашим ансамблем, — говорит Светлана Ивановна Мандрыкина,– пусть это искусство живет, по гуляньям я вижу, что любит эти песни молодежь.
-У меня и деды, и прадеды – казаки, я настоящая кубано-донская казачка,– говорит Ирина Владимировна Метелева, которую в городе знают как старшую медсестру поликлинического отделения №1 ЦГБ Батайска,– Все эти традиции знаю, чту и помню. Все казачьи устои и порядки, одежду, предметы быта я сохранила как реликвии. А своих дедов я почитаю, они достойны уважения, память о них теперь по моей инициативе в Воинском храме Москвы. Описав их воинский путь, заверив сведения в военкомате, я поместила фото и сведения о Герасименко Захаре Максимовиче и Герасименко Иване Захаровиче в этот храм. Ивана Захаровича после войны мы очень долго искали, нашли его след в Венгрии. С 14 лет он, сев на коня, был в боях за Отечество.
Так прошлое и настоящее переплелось в этот день, напомнив нам всем, кто мы и какие мы. Это год объявлен Годом Семьи. Когда видишь, как берегут и сохраняют лучшие ее традиции с древних времен, появляется вера в светлое будущее.
Татьяна Леонова