Повторил подвиг Маресьева

Новости в Батайске
356

 Александра Грисенко так и называли уже в наше время – Ростовским Маресьевым. А подвиг его освещали наши современники, вспоминая забытые страницы Великой Отечественной.

В исторических хрониках о нем небольшая страничка сведений. И поскольку детей у героя и его жены Тамары не было, то восстановить какие-то подробности, казалось, было нереально. Тем более, что после смерти Александра Ивановича Грисенко в 1969 году его супруга переехала в Ленинград и следы ее затерялись. Но помог случай. От ведущего специалиста технической библиотеки железнодорожной станции Батайск Ларисы Михайловны Макаровой, известного краеведа, я узнала, что в гимназии №19 Ростова-на-Дону есть школьный музей, где в 2023 году установлена Парта Героя. А заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе Галина Николаевна Пищева рассказала мне, как восстанавливали могилу героя их школьники, меняли фото, как ухаживают за ней. А ещё о том, какой бесценный краеведческий материал предоставил музею Сергей Иванович Буйло, профессор физико-математических наук, который собрал обширные сведения о герое, опубликовал их в военно – историческом журнале и передал школьному музею

                              Снимать или летать?

Судьба Александра Ивановича Грисенко была удивительна, в ней нашли место и подвиги героя в трех войнах – гражданской, русско – японской и Великой Отечественной, а также  еще карьера талантливого актера, увлеченного игрой и съемками кино…

 Родился Александр Иванович 29 июня 1904 года в Ростове-на-Дону в семье слесаря табачной фабрики. В 16 лет он вступил в комсомол и добровольцем ушел в Красную армию. С 3 октября 1920 года по март 1921 года  воевал в Крыму и на Украине в составе 16 полка 9-й (по другим сведениям, 2-й) Донской стрелковой дивизии. Участвовал в боях на Южном фронте против войск генерала Врангеля.

 После окончания Гражданской войны, вернувшись в Ростов-на-Дону, он вместе с друзьями Мануэлем Большинцовым, Семеном Брюмером, Шурой Ткачем и Борисом Фателевичем создали комсомольский общественный театр (КОТ), а потом в 1924 году единственную в России негосударственную комсомольскую киностудию. Их первый фильм назывался «Приказ №…», он повествовал о подпольщиках, которые в небольшом городке противостояли белогвардейцам. Их списки, попавшие во вражескую контразведку, должна была выкрасть подпольщица Анна, проникнув в логово белых. Александр Грисенко сыграл в фильме политкомиссара Зорина, а также был помощником режиссера. Фильм в 1926 году с успехом прошел по стране. А трое из съемочной группы оказались впоследствии известными кинематографистами, отмеченными Сталинской премией. Достаточно упомянуть популярный во все времена фильм «Подвиг разведчика». Его сценаристом, как и других фильмов «Ювкинокомсомола» стал Михаил Блейман, также отмеченный Сталинской премией.

 Время в стране было непростым и потому в этом вихре творческих увлечений Александр Иванович выбрал авиацию, которой занялся всерьез. Тогда в стране актуальным был призыв «Комсомолец, на самолет!» Родина призвала участника Гражданской войны. Два года он был курсантом 2-й авиационной школы летчиков Осоавиахима в Борисоглебске,  и за период с 1935 года по 1939-й год стал полковником и командиром авиационного полка. Такое было по плечу только талантливому летчику.  С января по август 1938 года он принимал участие в боях с японскими захватчиками на территории Китая, о чем впоследствии написал в своей книге. Когда в 1938 году японская армия вторглась в Китай, советское правительство приняло решение послать на помощь Китаю лучших летчиков – истребителей тайно под вымышленными именами, среди них был Александр Иванович. Он летал под именем китайского пилота Ван Си. На Родину он возвращался с орденом Боевого Красного Знамени и нашивками полковника. А вскоре в военные библиотеки поступила книга «Крылья Китая», в которой подробно описывалась тактика современной воздушной войны. Курсанты летных училищ недоумевали, с чего вдруг пособие для советских пилотов написал китаец Ван Си? Настоящее имя автора стало известно только спустя много лет.

                                         Подвиг летчика

 На фронтах Великой Отечественной он с первого дня. Под руководством Александра Грисенко 2-й истребительный авиационный полк сражался на Брянском фронте, под Киевом, Харьковом, Воронежом,  над Доном и Волгой, защищал небо Сталинграда. За несколько дней до начала войны полковник А.И. Грисенко вооружил свой 2-й истребительный авиаполк полным боекомплектом под свою личную ответственность  без приказа вышестоящего командования.И это тогда, когда из Москвы шли категорические требования – ничем не отвечать на провокации немцев. Грисенко грозило суровое наказание, вплоть до трибунала, однако сделать это не успели, началась война.

 Третья война для Грисенко, как и всей страны, началась на рассвете 22 июня 1941 года. Полк под его командованием выдержал первые самые страшные удары немецких войск, остался боеспособным и мужественно сражался в начальный самый тяжелый для нашей страны период. Только за ее первые три месяца летчики полка совершили 180 вылетов на разведку войск противника и около 1000 самолето – вылетов на штурмовые удары по наступавшему противнику…

 Когда в 1942 году пришли новые Як-1, Грисенко сумел организовать успешное переучивание летно – технического состава своего полка на новые самолеты всего за три дня, с 12 по 14 июля. Противник бросил в бой свои лучшие силы. Под Сталинград были направлены новейшие образцы немецких самолетов, которыми управляли асы 4-го воздушного флота барона фон Рихтгофена. 8 августа 1942 года  в бою с несколькими немецкими летчиками самолет А.И. Грисенко был сбит, а сам он получил тяжелые ранения и потерял левую ногу. В одной из книг Ростовского книжного издательства, которая стала библиографической редкостью, описываются подробности этого боя.

                                   Все в воздух!

 Если кратко, дело было так. Прозвучала команда «Все в воздух!» В это время почти все оставшиеся самолеты полка были на задании, подняться в небо могли только три машины, в том числе и А.И. Грисенко. Чтобы не допустить к полевому аэродрому армаду из нескольких десятков вражеских бомбардировщиков Ю-88, ему и двум его товарищам Лобко и Ормакоеву пришлось принять удар на себя. Грисенко атаковал и сбил самолет ведущего группы истребителей. Другого немца сбил Ормакоев. И тут же самолет Александра попал под пушечную очередь неизвестно откуда взявшегося восьмого Ме-19. Снаряд его авиапушки разорвался прямо в кабине летчика. Он почувствовал жгучую боль в ноге, его сознание на какое – то время отключилось. Горевший самолет несся к земле, а из разбитых труб двигателя вырывалась горячая жидкость. Грисенко отстегнул ремни, отодвинул фонарь кабины и, преодолевая сопротивление воздуха, перевалился за борт. После приземления на парашюте в полубессознательном состоянии от большой потери крови бы найден и доставлен в санчасть. Более полугода провел в свердловском госпитале, где перенес несколько операций. Он научился ходить на протезе и, несмотря на инвалидность, добился в виде исключения возвращения в действующую армию на должность заместителя командира 259-й истребительной авиадивизии. При этом Александр Иванович не забывал свой родной полк, живо интересовался его успехами и переписывался с ветеранами полка. 22 февраля 1944 года А.И. Грисенко был назначен командиром 304-й  истребительной авиадивизии, которая вместе с дивизией А.И. Покрышкина входила в 6-й гвардейский авиакорпус генерал-лейтенанта А.В.Утина. Они участвовали в основных сражениях на направлениях главных ударов наших войск.  

 Несмотря на то, что вместо ноги у Грисенко был протез, он летал на  американском истребителе «Аэрокобра», который в отличие от наших истребителей имел ножные тормоза и был очень требователен в управлении при посадке. Трижды его боевые заслуги отмечались орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда» и другими наградами. Войну Александр Иванович закончил в Вене. Затем командовал 16-й гвардейской истребительной авиадивизией в Заполярье и 178-й истребительной авиадивизией в Харьковском военном округе. А с 7 февраля 1946 года  он командовал Чугуевским (Харьковским) военным авиационным училищем летчиков. Великолепно летал на истребителях Як – 3 и Ла – 9. Его воспитанник тех лет Михаил Ланрат стал генералом, а курсант Георгий Добровольский летчиком – космонавтом.

… В 1980 году одна из улиц Пролетарского района Ростова-на-Дону названа именем Грисенко. А на старом доме по улице Максима Горького, 96 (тогда  дом 82) висит мемориальная табличка. «В этом доме с 1951 по 1969 год жил один из первых комсомольцев Ростова, гвардии полковник авиации, отважный летчик А.И. Грисенко».

                           Татьяна Леонова