Газета «Вперед» уже писала о подведении итогов конкурса «Учитель года — 2024». В этом году в Батайске призером его стал Владимир Владимирович Абрамов, учитель математики школы №4. Именно он будет отстаивать честь города на областном этапе конкурса с 22 по 26 апреля.
Ритм жизни учителя математики Владимира Абрамова насыщен, а рабочий день – загружен. Время на интервью все-таки нашлось.
-Как вы считаете, что позволило именно вам победить в конкурсе, Владимир Владимирович?
—В большой степени, это удача, потому что среди лучших учителей города Батайска выделиться непросто. Каждый из них обладает опытом, навыками и компетенциями в сфере образования. Видимо, что-то произвело большее впечатление на жюри. Что касается победы, действительно, чтобы стать лучшим, нужно работать над собой и развиваться. За последние пять лет я старался изменить свою зону комфорта. Двигаться в разных направлениях. Работал в техникуме РГУПС около девяти лет, затем понял: каких-то знаний в правовых аспектах деятельности мне не хватает. Так получилось, что первые пять лет я постигал, как работать с детьми, а еще четыре года практиковался в совместной работе с коллегами. В это время пришлось себя перенастроить и приобретать новый опыт. Помог в этом ГАУ ДПО РО Институт развития образования, который привлекал меня в качестве лектора курсов повышения квалификации преподавателей математики в СПО. Во время проведения этих курсов встал вопрос об оценивании обучающихся. С первого взгляда очевидный вопрос, но ответ на него не очевиден. Действительно, в РФ какое-то время существовало положение о критериях оценивания обучающихся по пятибалльной системе, принятое по преемственности из СССР, в 2010 году оно утратило законную силу. Вопрос об оценивании детей отдан в компетенцию образовательной организации, что на мой взгляд неверно. Грамотное оценивание успехов обучающихся не менее важно чем вопрос о единстве рабочих программ. Эти вопросы неразделимы. Учителя старшего поколения вряд ли ощущают эту проблему, а молодые коллегиощущают вакуум в этом вопросе. Помощь в этом вопросе мне оказал мой коллега, познакомив и объяснив критериальные способы оценивания знаний и уменийобучающихся. Понимание этого вопроса помогает выстраивать урок более ясно, как для детей, так и для учителя. Все материал урока раскладывается по полочкам – становиться ясно: чему учить и что нужно проверять.
-Получается, что все ваши дополнительные должности, функции способствуют тому, что вы в своем профессиональном деле растете?
—Конечно, по-другому невозможно. Сейчас я являюсь заместителем директора по учебно — воспитательной работе. Это тоже вызов, так как приходится мыслить не только как учитель, но и как администратор. Теперь ты думаешь не только, как ты работаешь сам, но и как работают другие члены коллектива. Как создать условия для работы другим, что нужно на рабочем месте учителю, чтобы его работа была комфортной? Учительский коллектив будет работать только в том случае слаженно и правильно, если у него есть условия. Каким бы ни был талантливым педагог, при отсутствии условий он не сможет раскрыться. Не сможет ученику помочь преодолеть этот путь в обучении.
—А какую идею вы озвучили на конкурсе, она была актуальна?
-В современном образование много идей, но ФГОС предписывает деятельность. На конкурсе я показывал, как работает системно-деятельностный подход в рамках функциональной грамотности. Ее я постарался провести красной нитью через все выступления. Актуальность ее стала ясна уже в 2013 году, но наиболее ярко она проявилась, когда Президент сказал, что российское образование надо выводить на мировой уровень. Не совсем, правда, я понимаю, на кого ориентироваться, ведь российское образование было и остается одним из лучших в мире. Если играть по правилам западных партнеров, мы никогда не станем первыми. А развивать то, что у нас есть, действительно стоит. Мысль Президента была отображена в ФГОС в понятии «Функциональная грамотность». К сожалению, большинство преподавателей стараются относится к этим изменениям в законодательстве весьма формально, относя функциональную грамотность к конкретному предмету. А это не верно. На конкурсе я показал, что существует три кита функциональной грамотности: читательская, математическая и естественно-научная. Это фундамент, на котором строятся дальнейшие виды грамотности: креативное мышление, глобальные компетенции, финансовая грамотность. Я показал, как все эти виды грамотности могут быть размещены в рамках одного предмета – математики. Среди учителей о функциональной грамотности бытует мнение, что читательскую грамотность надо развивать учителям русского языка и литературы, математическую — математикам, а естественно-научную – физикам, биологам, химикам. А чтобы говорить о глобальных компетенциях, креативности мышления и финансовой грамотности, надо быть не педагогом. Я в своем выступлении на конкурсе показал, что все виды этой грамотности учителя используют в обучении, но предпочитают об этом не задумываться. Более того, продемонстрировал, что учебники, которые сейчас считают устаревшими, полны задачами по функциональной грамотности, если на них посмотреть под другим углом.