Имена этих героев Великой Отечественной войны увековечены в названиях батайских улиц
Улицы – безмолвные хранители истории нашего Отечества, подвигов его сынов и дочерей. В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне продолжаем рассказывать о некоторых улицах, названных в честь героев ВОВ.
Подвиг Матросова
Улица Матросова названа в честь Александра Матвеевича Матросова — Героя Советского Союза, стрелка-автоматчика 2-го отдельного стрелкового батальона Красной армии 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады. Александр погиб в 19 лет, бросившись на вражескую амбразуру. Героический поступок красноармейца вошел в историю, став символом беззаветной любви к Родине.
Согласно официальной версии, Александр Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе Екатеринославской губернии Украинской ССР (сейчас это город Днепр). Когда началась Великая Отечественная война, будущему герою было 17 лет. Матросов неоднократно обращался с письменными просьбами направить его на фронт. В сентябре 1942 года желание парня наконец было исполнено.
Александр Матросов начал учёбу в Краснохолмском пехотном училище (Оренбургская область) курсантом 5 роты. В декабре 1942 года вместе с курсантами училища отправлен на сборный пункт в Астрахань.
В январе 1943 года вместе с курсантами училища Александр Матросов добровольцем в составе маршевой роты отправился на Калининский фронт. Прибыл в часть, служил в составе отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина, был назначен агитатором взвода.
15 февраля 1943 года бригада выступила в направлении поселка Локня (Псковская область). С 25 февраля Александр Матросов прибыл на фронт.
Свой подвиг герой совершил 27 февраля 1943 года, когда батальон получил приказ атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района (Псковская область). Выйдя на опушку, советские солдаты попали под сильный огонь противника. На подступах к деревушке Плетень фашисты создали мощный опорный пункт: подступы к деревне прикрывали три ДЗОТа – деревоземляные огневые точки в виде укреплений из брёвен, досок и грунта.
Штурмовым группам удалось уничтожить фланговые ДЗОТы, но пулемёт из центрального продолжал обстреливать лощину перед деревней Плетень. Тогда в сторону ДЗОТа поползли несколько красноармейцев. Один был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку: подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из ДЗОТа вновь открыли огонь. Тогда Матросов бросился к ДЗОТу и собственным телом закрыл амбразуру. Ценой своей жизни герой добился, что боевая задача подразделения была выполнена.
Подвиг Матросова широко освещался в советских газетах, журналах, кино, литературе. Героический поступок молодого красноармейца стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.
Александр Матросов похоронен в городе Великие Луки (Псковская область).

На секретной трассе
Улица Молокова хранит в своем названии память о Василии Сергеевиче Молокове — советском полярном лётчике и военачальнике, одном из первых Героев Советского Союза, участнике операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин».
Родился в 1895 году в селе Ирининском Московской губернии (сейчас это село Молоково Ленинского района Московской области). Василию пришлось рано повзрослеть: в 1904 году не стало отца, и мальчик начал работать, чтобы помогать матери. Сначала посыльным в коробочной мастерской, позже — подручным кузнеца. С 1910 года трудился слесарем на фабрике.
В мае 1915 года был призван в Русский императорский флот. Служил матросом 2-го Балтийского флотского экипажа, затем стрелком морского батальона. В 1916 году переведён в морскую авиацию. Окончил школу авиамехаников. В Красной Армии с января 1918 года. Василий Молоков – участник Гражданской войны.
Позже Василий Молоков окончил высшую военную школу красных морских лётчиков имени Л. Д. Троцкого в Севастополе. Подготовил около 30 лётчиков, среди которых были и будущие Герои Советского Союза.
С 1932 года — пилот и командир отряда полярной авиации Главного управления Севморпути. Первоначально работал на трассе Красноярск — Игарка, а в навигацию 1933 года летал на ледовую разведку морских трасс в морях Северного Ледовитого океана.
В 1935 году Василий Молоков на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск — Киренск — Якутск —Нагаево — Нижнеколымск — Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. В 1936 году совершил полёт вдоль всего Арктического побережья СССР. В 1937 году участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс: в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. Неоднократно представлял Советский Союз на авиационных выставках в Лондоне и Париже.
В первый год Великой Отечественной войны Василий Молоков участвовал в создании секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь». Так называлась воздушная трасса между США и СССР, посредством которой осуществлялась перегонка американских самолётов по договору ленд-лиза – государственному акту Соединённых Штатов Америки, позволившему в годы Великой Отечественной войны поставлять в нашу страну боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты, без оплаты. В качестве второстепенных задач таким образом выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
С мая 1943 года В. С. Молоков командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном фронте, с апреля 1944 – на 3-м Белорусском фронте. Дивизия под командованием Василия Сергеевича участвовала в Белорусской, Прибалтийской, Восточно-Прусской наступательных операциях. Дивизия была удостоена почётного наименования «Витебская».
После окончания Великой Отечественной войны В. Молоков ещё год командовал дивизией, затем непродолжительное время работал заместителем начальника Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР. Долгое время был председателем Высшей квалификационной комиссии гражданского воздушного флота.
Василий Молоков получил особое признание еще до Великой Отечественной войны за операцию по спасению «челюскинцев». Когда в феврале 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и погиб пароход «Челюскин», герой был срочно направлен во Владивосток с целью поделиться с лётчиками богатым полярным опытом.
Вместе с другими лётчиками Василий Молоков участвовал в экспедиции по спасению «челюскинцев», вызволив со льдины рекордные 39 человек на двухместном самолёте Р-5. Василий Молоков предложил интересную тактику эвакуации пострадавших – вывозить одновременно по 6 человек, приспособив для дополнительных пассажиров подкрыльевые парашютные ячейки.
За мужество и героизм, проявленные при спасении «челюскинцев», семерым лётчикам, в том числе и В. С. Молокову, было присвоено специально учреждённое по этому случаю звание Героя Советского Союза.
Василий Сергеевич Молоков ушел из жизни в 1982 году. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Сын Василия Молокова, Валерий – также участник Великой Отечественной войны.

К. Жукова.