Включите человека

Новости в Батайске
180

Как в Батайске работают с особенными детьми?

В любой ситуации выбор всегда за вами: вы либо гуляете под дождем, либо мокнете под ним. Эти слова учитель-логопед и дефектолог Наталья Бегунова считает своим девизом. Двенадцать лет назад, когда у нее родился сын с особенностями развития, она поняла, что торговаться с судьбой бессмысленно. Нужно учиться помогать своему ребенку здесь и сейчас. Сегодня Наталья Александровна дипломированный специалист, педагог-логопед и дефектолог, а детский сад № 16, в котором она работает, считается лучшим в Батайске по развитию инклюзивной модели образования.

Особый подход

Несколько недель назад в Батайске прошел необычный форум – специалисты, от педагогов до медработников, обсуждали, как встроить ребенка с отклонениями в развитии в обычную жизнь, чтобы он мог учиться со сверстниками, общаться, получать профессию. Сегодня этот вопрос хоть и не решен до конца, но уже спокойно обсуждается, тогда как еще пятнадцать лет назад родители ребенка с диагнозами СДВГ, ДЦП, синдромом Дауна оставались один на один с болезнью.

Так, например, заведующая детсада № 16 Ирина Исаева рассказала, что десять лет назад к ним пришел мальчик, который развивался по-другому, ему тяжело было долго находиться в большой группе детей и он по-особенному реагировал на слова и просьбы. А еще помимо него в группе было более 30 детей, с одним воспитателем и младшим воспитателем в смене, которые при всем желании не могли бросить остальных малышей, чтобы помочь ему одному. Этим мальчиком был сын Натальи Бегуновой. Именно тогда и специалисты сада «Теремок», и мама ребенка встали перед сложным выбором: как вписать непростого малыша в коллектив?

— К счастью, ни руководство сада, ни воспитатели, а теперь и мои коллеги, не отмахнулись от нас, а стали сообща думать, как быть. Особенности ребенка анализировали на целом консилиуме во главе с Левшиной Зоей Анатольевной, заместителем заведующего по учебно-воспитательной работе. Выступали и педагог-психолог, и учитель-логопед, и воспитатели. В свою очередь, я также приняла решение пройти с сыном городскую психолого-медико-педагогическую комиссию. Как любой маме, мне до последнего не хотелось смиряться с тем, что ребенку нужно оформлять инвалидность. Оказавшись в ситуации особого родительства, каждый первым делом пытается найти чудо-таблетку и избавиться от проблемы. Но сегодня, оборачиваясь назад, я понимаю — чем быстрее родители принимают реальность, уточняют диагноз, подбирают лечение, тем легче становится всем. В любой ситуации есть выход, если правильно поставить цель, — объясняет Наталья Александровна.

После обследования семья Бегуновых получила заключение, которое и стало основой для индивидуального образовательного маршрута. Проще говоря, для малыша организовали расписание дня так, что стало комфортно и ему, и остальным ребятам. Каждый час был расписан и распределен между педагогами и учебно-вспомогательным персоналом: воспитателем, музыкальным руководителем, психологом, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования, младшим воспитателем. Каждый присматривал за особым ребенком минут по двадцать. За это время удавалось поиграть с ним так, чтобы наладить эмоциональный контакт или сделать зарядку.  

Первая ласточка

Конечно, поначалу в детском саду столкнулись с самыми разными препятствиями. Не было готовых программ, не хватало специальных игрушек и пособий, а самое главное, не хватало знаний, как работать с особыми детьми. Выручило педагогическое образование Натальи, которая в свое время окончила Таганрогский институт. Руководство детсада предложило ей пройти профессиональную переподготовку и повысить квалификацию. И если ее сын стал «первой ласточкой» в саду среди ребятишек, то сама мама — первым учителем-логопедом в «Теремке», имеющим опыт воспитания особого ребенка.

Сегодня в сад приходят двенадцать детей с особыми образовательными потребностями. Среди них ребенок с синдромом Дауна, дети с аутизмом, с задержкой психического развития, с тяжелой формой СДВГ. Некоторые родители готовы возить своих ребятишек с разных концов города. Два педагога прошли профессиональную переподготовку и получили дипломы учителя-дефектолога, три обучились методике сенсорной интеграции, и все специалисты прошли курсы повышения квалификации для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребностями. В штатном расписании появилась должность тьютора (наставника для особого ребенка). В саду даже открылся «Дом совы» — кабинет сенсорной интеграции, где занимаются с малышами, которым требуются особая забота и подход к обучению.

В «Теремке» гордятся тем, что несколько лет назад их необычный выпускник отправился в школу. Именно опыт работы с ним помог оформить модель инклюзивного образования.

— Нам важно было отследить отсроченные результаты нашей деятельности. После детского сада ребенок был направлен в городскую ПМПК для определения образовательного маршрута в начальной школе, а мама стала для нас важным помощником и посредником между садом и школой. Она рассматривала разные варианты обучения сына, обсуждала с нами преимущества каждого из них. В итоге семья приняла решение продолжить школьное образование в городе. Мы хорошо помним, что в то время не каждая школа была готова работать с ребенком, имеющим диагноз и были очень рады, что школа № 5 приняла нашего выпускника. Он и теперь является ее учеником. За прошедшие годы мы выпустили уже семеро детей, имеющих инвалидность или сложные речевые диагнозы. Почти все из этих ребят обучаются в батайских школах, один – в специализированной ростовской школе, — рассказывает заведующая детсада № 16 Ирина Исаева и добавляет, что многое стало возможно благодаря такой маме, как Наталья Бегунова.

Стадия принятия

Сама Наталья Александровна говорит, что ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. И его неспособность к самообслуживанию, самоконтролю, саморазвитию в будущем объясняется значительными ограничениями его жизнедеятельности в детстве. Проще говоря, чем раньше родители начнут искать способы вписать такого малыша в обычную жизнь, тем легче будет всем. Такие специалисты как педагог-психолог, логопед, дефектолог, соцпедагог направлены как раз на то, чтобы ориентировать детей с ОВЗ в социальной среде, помочь им приобрести навыки самообслуживания и понимание общей картины мира, в которой мы живем.

— Бывает так, что родители словно начинают торговаться с судьбой, тратя все ресурсы, чтобы найти альтернативные методы лечения, народные средства, обращаются к экстрасенсам. Рано или поздно все это переходит в депрессию. Стадия, на которой родители обращаются за профессиональной помощью, в психологии называется принятием. Родитель понимает: «Это со мной навсегда!». Но часто именно в «садиковском» возрасте о медицинских проблемах ребенка родители не спешат сообщать воспитателям, молчат об особенностях в поведении или развитии, либо действительно не замечая их, либо надеясь, что в детском коллективе они будут незаметны или исчезнут. При такой родительской позиции даже осторожные намеки специалистов на то, что мальчику или девочке нужна помощь специалистов, чаще всего воспринимаются в штыки. А уж предложение пройти психолого-медико-педагогическую комиссию может и вовсе привести к скандалу. Я сама прошла через все эти страхи и знаю на собственном примере, что задача не в том, чтобы «поставить штамп на ребенке», а в том, чтобы выяснить причины проблем в его поведении и обучении и подсказать пути их решения, — подчеркивает она и уточняет, что общение с нормотипичными сверстниками помогает особенным детям адаптироваться в обществе, здоровые же ребята учатся сочувствию и сопереживанию.

Фото из архива героини.

Алена Васнецова