Недолог век зацепера

Новости в Батайске
187

 Трудно нейтрально относиться к этой теме, поскольку речь о детях, подростках, даже взрослых людях, которые становятся жертвами собственного легкомыслия. У подростков не теряет популярности зацепинг, который зачастую приводит к летальным последствиям. Этот вывод сообщил журналистам начальник департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» Андрей Лисицын.

За прошлый год было зафиксировано 17 случаев травм у зацеперов, а 9 человек погибли. В 2020 году было такое же число несчастных случаев, после чего был зафиксирован некоторый спад. Однако в последующие годы их число снова возросло. Печальная тенденция: за последние шесть лет наибольшее число травм — 43 случая – получили подростки в возрасте от 7 до 18 лет. Подавляющее большинство случаев произошло в Московской области. Возросли и случаи непроизводственного травматизма на СКЖД, в прошлом году их рост составил 94 процента. В результате наезда подвижного состава погибли 98 человек, 10 из них дети. Та же тенденция сохраняется в 2025 году. Уже по итогам двух месяцев ясно, что количество непроизводственного травматизма на железнодорожной инфраструктуре увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в четыре раза. В Ростовской области количество пострадавших выросло с 20 до 36 человек, число смертельных случаев с 19 до 30. Большой рост в Краснодарском крае, регионе Минеральных вод, а в Махачкалинском регионе число травм выросло на 700 процентов. Опасными участками на перегонах и станциях назвали перегон Зверево – Сулин в Ростовской области, здесь произошло три травмоопасных случая. Махачкала – Тарки, где ущерб здоровью получили 5 человек, Бештау – Лермонтовский, где пострадали 4 человека.

С 17 марта по 5 апреля ОАО «РЖД» совместно с ГУТ МВД России провели общесетевую профилактическую акцию «Безопасный транспорт». Ее цель – предупреждение травмирования

За каждым случаем – жизнь

 Урок безопасности «Уступи дорогу поездам!» в рамках акции против травматизма на железной дороге провели в 6 г классе лицея №10 ведущий библиотекарь технической библиотеки станции Батайск Л.М. Макарова и председатель Совета ветеранов аппарата дирекции тяги Л.А. Кучинская. Лейтмотивом их как раз была вынесенная в подзаголовок мысль: «За каждым случаем – жизнь». Ребята услышали факты статистики за первый квартал 2025 года по несчастным и смертельным случаям на полигоне Северо-Кавказской магистрали. Учащимся напомнили правила нахождения и поведения на объектах железнодорожной структуры, несоблюдения которых ведут к несчастным случаям. Необходимо заметить, что эта работа в лицее, техникуме ведется технической библиотекой уже много лет. Ученики посмотрели презентацию «Правила безопасного поведения на железной дороге». Ребятам напомнили, к каким трагическим случаям может привести невнимательность, ношение наушников, капюшонов, игры вблизи объектов железнодорожного транспорта. Было уделено особое внимание теме травмирования и смертей среди любителей поездок на внешних частях подвижного состава – зацепинг. Ребята получили памятки – напоминания «Железная дорога  – зона повышенной опасности», памятки – предупреждения для взрослых и детей «Путь твоей безопасности». Документальный фильм, основанный на реальных событиях о Наталье Крайновой, студентке Казанского училища олимпийского резерва, произвел на них большое впечатление. Девушку ударило током в 27 тысяч вольт.

Жизнь разделилась на до и после

 Девушка 19 лет, Наталья Крайнова,  уцелела в этой невероятной истории просто чудом. 1 апреля 2021 года ее чуть не убило током на железной дороге. Разряд тока 27000 вольт прошел у нее через руку и вышел по ноге, в тот момент, когда, сокращая путь, она перелезла через внешнюю часть состава. Девушка получила множественные ожоги, составившие 70 процентов тела, и уцелела только, благодаря спасшим ее врачам и невероятному чуду.

… Наталья бежала по тропе вместе с подругой кросс, приблизились к железной дороге, где остановился поезд. Выбор был такой, либо обежать состав, что было далеко, или вернуться, это было еще дальше. Наташа предложила подруге перелезть через вагон. Об опасностях для обеих она даже не задумалась. Все предстоящее казалось ей веселым приключением. Хотелось экстрима и эмоций, так она объяснила свое намерение. Перелазили они по нижней поверхности состава. Подруга перебралась, а Наташа осталась на ней, когда раздался громкий взрыв. В это мгновение подруга увидела буквально летящую Наташу. Девочка сразу даже не поняла, что это был удар током, она помчалась за помощью и на проходившей в 400 метрах дороге остановила автомобиль. Этот кросс показался ей вечностью, она понимала, что подруга умирает, Наташа была без сознания. Проезжавшие мимо мужчины вызвали скорую. Подруга думала только о ней. Только очнувшись на больничной койке, Наташа осознала, что произошло. Состояние было очень тяжелое, Наталья поступила в больницу с большими ожогами, поражением органов брюшной полости, тяжелыми травмами двенадцатиперстной кишки, печени, поджелудочной железы. Девушка сравнила эту боль с той, что бывает при ожогах кипятком. Но вода обжигает снаружи, а ток прошел внутри организма и,  как выразилась Наташа, вскипятил ее кровь. Поначалу она не могла смотреть в зеркало. Приходили в голову тяжелые мысли, лучше было бы умереть. Но прошло время, врачи сделали множество операций, и девушка снова захотела жить. В практике докторов за десятилетия это был единственный случай. Видимо, ток не прошел через сердце, когда это происходит, следует мгновенная остановка сердца. О том, что и подруга могла погибнуть, девушка даже не подумала. То, что случилось, исключительный случай. Ток в обычной розетке 220 вольт может с легкостью убить человека. Что говорить о силе тока в 27000 вольт! Сейчас девушка старается восстановиться, о спортивной карьере ей пришлось забыть. Жизнь ее перевернулась. Если бы погибла ее подруга, говорит Наталья в слезах, она бы просто не смогла дальше жить…

            Меньше повезло другим подросткам, которые после таких экспериментов простились с жизнью. Можно только представить себе горе семей, в которых это произошло. В конце марта на центральных каналах ТВ снова сообщили о погибшем подростке– зацепере. В это время рейды на вокзалах и вблизи их шли в рамках месячника полным ходом. Проверяющие были в обычной гражданской одежде, без формы, что позволило им задержать немало таких экстремалов, для которых опасность превыше самой жизни.

 Отвечай за свою жизнь!

 А ведь правила, о которых забыли эти молодые люди просты и элементарны. Надо помнить, что прыгать с платформы опасно, можно не успеть убежать от надвигающегося поезда. Лучше опоздать на электричку, чем погибнуть! По платформе нельзя бегать, кататься на велосипеде, скейтборде или роликах. Если оступишься, можешь попасть под колеса поезда. Напряжение в проводах железной дороги почти 30000 вольт, приближаться к ним на расстояние ближе двух метров опасно! Если идти по путям, можно оказаться между двумя встречными поездами. Чтобы воздушным вихрем тебя не затянуло под колеса, нужно лечь на землю и не вставать, пока составы не пройдут мимо. Даже если очень спешишь, не подлезай под стоящий поезд и не перелезай через сцепку между вагонами. Состав может тронуться в любой момент, и ты будешь ранен, или погибнешь. Класть предметы на рельсы – опасная шалость. Такие игры приводят к крушению поезда. Разве ты хочешь стать виновником несчастья? Не ходи по путям! Тормозной путь поезда до одного километра. Машинист не успеет остановить состав, даже если заметит человека, идущего по рельсам.

  Чтобы предупредить нарушения на железной дороге транспортная полиция проводит рейды с участием работников железной дороги и представителей администрации районов. В учебных заведениях проводятся лекции и викторины о правилах поведения на объектах транспортной инфраструктуры, демонстрируются  профилактические видеоролики. Ведется мониторинг сети интернет для своевременного выявления запланированных групповых акций зацеперов. Дети-волонтеры, в том числе бывшие зацеперы, обучают сверстников правилам поведения на железной дороге.

  Максимальной эффективности возможно добиться только при осознании каждым человеком ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. Совместными усилиями можно сократить риск травмирования граждан на объектах железнодорожного транспорта.

Татьяна Леонова

2025, Батайск, дети, РЖД