В Ростовской области после 30-летнего перерыва возрождаются водные пассажирские перевозки. «Валдай» — этот теплоход на подводных крыльях прибыл в донскую столицу в конце октября 2023 года, еще один такой же поступит до конца 2024 года.
Регулярные рейсы
«В навигацию 2024 года они начали работать на постоянных маршрутах, и первыми по Дону станут направления на Азов, Константиновск, Семикаракорск, Романовская. А в среднесрочной перспективе можно говорить о Ейске, Керчи и Ялте. Мне кажется, этот вид транспорта будет востребован и нашими жителями, и нашими гостями», – подчеркнул Василий Голубев.
Теплоходы «Валдай» развивают скорость до 65 километров в час, длина каждого судна – 21 метр. Теплоходы построены Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е.Алексеева (Нижегородская область) в 2023 году по заказу Ростовской области. Регион собирается приобрести морское судно на подводных крыльях «Метеор 120М» на 120 человек для перевозки пассажиров в направлении Ростов – Таганрог – Волгоград. В 2025-2026 годах планируется закупить еще три «Метеора» и одно судно «Валдай». Это позволит организовать регулярные рейсы в Керчь и другие крымские порты. Помимо этого направления, планируется развивать маршрут Ростов-на-Дону – Азов – Таганрог – Ейск – Анапа.
Путешествие на теплоходе «Валдай» — это уникальная возможность увидеть не только красоты Донского края с воды, но и познакомиться с новым скоростным судном на подводных крыльях, услышать невероятные факты исторических событий.
Утренняя набережная Ростова. Посадка на судно где-то ближе к Островскому. Примерно в 9:30 продажа начинается продажа билетов безналичным способом. Стоимость билета вполне демократичная – 250 рублей. Внутри «Валдая»— салон с темно-синими креслами, которые размещены в два ряда. В каждом ряду по три кресла и расстояние между ними и следующими креслами не особо большое.
Комфорт и скорость
Настроение у пассажиров всегда прекрасное. Сначала «Валдай» достаточно плавно и медленно проезжает мимо набережной, под Ростовским подъемным железнодорожным мостом и далее. Далее судно прибавляет ходу. Что можно сказать про виды? Они в меру симпатичные — достаточно часто подаются баржи. До Азова «Валдай» добирается за 40минут. И тут туристы оказываются в центре туристического города. Причал в Азове расположен для туристов удачно— открывается вид на Азовскую крепость. Сама Азовская крепость была основана турками в 1475 году и называлась Азак. В 15 минутах ходьбы от Азовской крепости расположено красивое здание Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника – одного из крупнейших музеев юга России. Здесь представлены экспозиции, посвященные истории Азова — от Золотоордынского периода, периода турецкого форпоста, крепости времен Петра I до советского Азова. Ряд выставочных залов посвящены различным племенам, населяющим Азов и его окрестности в разные времена — скифам, сарматам, меотам. Среди особо впечатляющих экспонатов — мамонты и другие особо крупные древнейшие животные.
За перевозки ответственная государственная «Судоходная пассажирская компания «Дон»» (СПК «Дон». С мая резко подорожали билеты на теплоходы «Валдай» из Ростова в Азов.Причем стоимость билета зависит от места в салоне, возраста пассажира и дня недели.Если еще в мае билет стоил 250 рублей, то сейчас самый дешевый билет обойдется в 400 рублей.
Если вы взрослый, то место не у окна в будний день — 400 рублей. В выходные и праздники — 800; кресло у окна в будний день — 550 рублей. В выходные и праздники — 1100. Место со столиком или для маломобильной категории горожан — 650 рублей. В выходной — 1300. Расценки на детские билеты (детям до года — бесплатно): в будние дни — 250–350 рублей; по выходным и праздникам — 500–800 рублей.
У «Валдай» появился и вечерний рейс на маршруте Азов — Ростов. Отправка бортов осуществляется ежедневно в 19:20. В будние дни «Валдаи» из Азова в Ростов ходят в 11:50, 16:05 и 19:20, а из Ростова отправляются в Азов в 9:50, 15:00 и 18:10. В выходные и праздничные дни будут добавлены утренние рейсы: из Азова в 7:25, из Ростова — в 8:30.
Катера на подводных крыльях продолжают набирать популярность. Настолько, что в сентябре 2024 года судоходная компания планирует запустить из Ростова в Таганрог первые рейсы, теперь уже скоростных судов «Метеор–120Р». А в Азове и Ростове летом установят плавучие причалы.
Как отметил генеральный директор СПК «Дон» Герман Лопаткин, в следующем году в планах построить причалы в станицах Старочеркасской, Пухляковской и Кочетовской, а также в Усть–Донецке и Константиновске. И ещё в ряде муниципалитетов, желающих развивать водные перевозки.
Анатолий Ларин
Официально
Господдержка туризма
Донские депутаты готовят обращение в Минэкономразвития РФ с просьбой увеличить меры господдержки туристически привлекательных территорий. Законодатели обращаются к министру экономического развития Российской Федерации Максиму Решетникову с просьбой разработать дополнительные меры. Эту инициативу депутаты обсудили на очередном заседании комитета по взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физкультуре, спорту и развитию туризма.
В прошлом году главы муниципальных районов говорили об успешном развитии туризма на территории Ростовской области.
«На выезде в Усть-Донецкий район были осмотрены новые туристические объекты, которые построены в хуторе Пухляковском, Раздорской. В сельских районах, например в Каменском районе, у нас появился и успешно работает замечательный парк «Лога», в Красносулинском районе – парк птиц «Малинки». Чтобы это направление развивалось перспективно, нам нужен особый подход к финансированию этих муниципальных районов», – отметила председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по взаимодействию с общественными объединениями, молодежной политике, физической культуре, спорту и туризму Ирина Анатольевна Жукова.
Она привела в пример Усть-Донецкий район, где зарегистрированы 30 тыс. жителей, а туристов в летний месяц – 100 тыс. человек. Уборку мусора и благоустройство территории там финансирует муниципалитет с учетом тех жителей, которые там живут постоянно.
«Сейчас активно действует курортный сбор в Ставропольском крае, Краснодарском крае. У нас, конечно, этого нет. Нам нужно изменить подход к финансированию. Нужно учитывать тот туристический поток, который у нас возникает, особенно в летний период, в период высокого сезона, и конечно, помогать нашим муниципалитетам», – считает депутат.
Индустрия гостеприимства
Минэкономразвития России предоставило регионам единую субсидию на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Его куратором является вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Общая сумма субсидии составила 6,2 млрд рублей. Она распределена между субъектами, подавшими заявку и прошедшими отбор и позволяет каждому субъекту по своему усмотрению направлять средства на приоритетные направления, чтобыт способствовать росту числа турпоездок.
Единая субсидия может быть направлена на обустройство пляжей и национальных туристских маршрутов, покупку туристского оборудования и снаряжения, создание кемпингов и автокемпингов, возведение некапитальных причальных сооружений, проведение событийных мероприятий, а также проектирование туристического кода центров городов.
Приоритет при распределении субсидии отдается регионам с наибольшим номерным фондом, максимально готовым к софинансированию, достигающим больших значений по целевым показателям, а также имеющих на своей территории национальные туристские маршруты.
С идеей организации единой субсидии выступили сами регионы и решение созрело в ходе стратегической сессии по развитию туризма до 2030 года под председательством Председателя Правительства Михаила Мишустина.
«Наша задача — дать больше свободы регионам в определении приоритетов развития туротрасли на их территории с учетом региональной специфики. Мы объединили субсидии на обустройство пляжей и национальных туристских маршрутов, приобретение туристского оборудования и снаряжения, создание кемпингов и автокемпингов, проведение событийных мероприятий и проектирование туристического кода центров городов, а также добавили возможность создания в рамках единой субсидии некапитальных причальных сооружений. Единая субсидия консолидирует средства, которые выделяются на эти меры поддержки и позволит регионам самостоятельно расставить приоритеты», — отметил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.